284
Месяц март
стыйсофрожй
ерачаискш
затем в Никополь на Дунае, а оттуда
в г. Видин. В Плевене святитель
Софроний обошел весь город и окре-
стные села, совершая молебны с
водосвятием и окропляя жителей свя-
той водой во время эпидемии чумы. В
Видине святитель Софроний в тече-
ние 2г/2 лет (1800?июнь 1803 гг.)
оказался задержанным турками и
находился в униженном положении
«последнего слуги».
Из Видина святитель Софроний
отправился в Бухарест, где в так
называемой Бейской академии (выс-
шее греческое учебное заведение)
учились два его внука, Стефан и
Атанас.
В Бухаресте святитель Софроний
был дружелюбно встречен духовны-
ми и светскими властями правитель-
ства Румынии во главе с Константи-
ном Ипсиланти и нашел приют у
митрополита Угро-Валахийского До-
сифея. Митрополит Досифей испро-
сил у Патриарха Константинопольс-
кого Каллиника V отпускную грамоту,
которая освобождала святителя Соф-
рония от управления Врачанской
епархией,Святитель Софроний актив-
но включился в церковно-обществен-
ную деятельность Угро-Валахии. За
сравнительно небольшой срок, с 14 де-
кабря 1802 по 7 октября 1809 года,
святитель Софроний по поручению
митрополита Досифея совершил 60 хи-
ротоний. Здесь же развернулась его
весьма плодотворная литературная
деятельность. Святитель Софроний
стал писать на новоболгарском языке,
который сделал орудием националь-
ного просвещения. Первой печатной
книгой на новоболгарском языке
явился написанный им сборник цер-
ковных поучений на все воскресные
дни и великие Господни праздники
«Кириакодромион сиреч Неделник»,
изданный в 1806 году в г. Рымнике
(ныне г. Вылча).
Из литературных произведений
святителя Софрония широкую изве-
стность приобрела его автобиографи-
ческая исповедь -Житие и страдание
грешного Софрония». Кроме того,
святитель Софроний составил, пере-
вел и снабдил комментарием -Испо-
ведание Православной веры» (1805),
Недельное евангельское толковани
и Катехизис» (1806), «Театрон поли-
тикой, сиречь Гражданское позори-
ще» (1809).
проповедовал каждое воскресенье в
храме, назидал взрослых и детей,
организовал и руководил Котелским
Духовным училищем.
Из-за постоянных преследований
турецкой администрации, святой
Стойко в 1792 году перешел в Анхи-
алскую епархию в г. Карнобат, но
преследования не прекращались и
здесь. В 1793 году начались его тяже-
лые скитания по болгарским селам. В
1794 году отец Стойко переехал в
селение Арнабаси, где жили его дети.
К этому времени он уже овдовел.
Здесь, в местном монастыре, он при-
нял монашество с именем Софроний.
Вскоре Тырновский митрополит Мат-
фей предложил ему занять епи-
скопскую кафедру в г. Враце.
Иеромонах Софроний смиренно
отказался, считая себя недостойным
архиерейского сана, но ради церков-
ной пользы должен был согласиться.
17 сентября 1794 года он был хирото-
нисан во епископа Врачанского. Вра-
чанский район в это время превра-
тился в театр военных действий
между султанским войском и мятеж-
ными отрядами паши Пазвант-оглу.
Святитель Софроний мужественно
переносил выпавшие на его долю
испытания, но вскоре был вынужден
бежать от янычар сначала в Плевен,