11-й день
285
Вслед за преподобным Паисием
Хилендарским святитель Софроний
указал в своих трудах пути и сред-
ства к разрешению национальной
проблемы: болгарский язык, Болгар-
ская Церковь и болгарская государ-
ственность. Святитель Софроний был
убежденным поборником славянского
единства и считал, что только с
помощью России Болгария добьется
освобождения от османского гнета.
Во время русско-турецкой войны
1806?1812 годов святитель Софро-
ний вернулся в Болгарию. Он призы-
вал болгарский народ оказывать все-
мерную помощь русским освободите-
лям, организовывать отряды болгар-
ских добровольцев.
10 января 1808 года святитель
Софроний обратился с посланием к
Русскому правительству, в котором
описывал зверства османских порабо-
тителей и ходатайствовал о принятии
Болгарии под власть единоверной и
братской России. Аналогичное посла-
ние святитель Софроний вручил в
феврале 1808 года князю Куракину
для передачи Александру I.
В июне того же года святитель
Софроний у села Сентеши встретился
с генералом М. А. Милорадовичем,
который ободрил его заверением, что
болгары могут надеяться на всесто-
роннюю помощь России. Обращения
святителя Софрония были направле-
ны также русскому министру ино-
странных дел графу Н. П. Румянце-
ву и Главнокомандующему Дунай-
ской армией генералу А. А. Прозо-
ровскому.
В октябре 1810 года, перед на-
ступлением русских войск, святитель
Софроний обратился к православным
болгарам с патриотическим Воззва-
нием, в котором призвал их к сплоче-
нию и единству в союзе с великим
русским народом. 29 мая 1811 года
святитель Софроний представил
фельдмаршалу            М. И. Кутузову
"Просьбу от всех находящихся здесь
болгар» ? документ, который являл-
ся по существу первой программой
болгарского освободительного движе-
ния.
Осложнившаяся международная
обстановка и последующее вторжение
Наполеона в Россию отсрочили осво-
бождение Болгарии. В сентябре
1813 года святитель Софроний скон-
чался в Бухаресте. Существует пред-
положение, что он был погребен в
монастыре Шербан Вода, вблизи Бу-
хареста. Русское правительство высо-
ко ценило патриотические усилия
святителя Софрония и до последних
дней его жизни рассматривало его
как духовного вождя болгарского на-
рода. «Ради многострадальных под-
вигов, сопряженных с архипастыр-
скими трудами», определением Свя-
щенного Синода Болгарской Правос-
лавной Церкви 31 декабря 1964 года
святитель Софроний был причислен к
лику святых. Определением Священ-
ного Синода Русской Православной
Церкви 22 февраля 1965 года имя
святителя Софрония было внесено в
месяцеслов Русской Православной
Церкви. Канонизация святителя
Софрония с удовлетворением была
воспринята всей Православной Пол-
нотой. Служба святителю Софронию
составлена архимандритом Софрони-
ем и отредактирована митрополитом
Словенским Никодимом.
Источники и литература:
Софроний Врачанский.
Избрани творения. Под редакциета
на П. Динеков. София, 1946. Акаде-
мик Н. С. Державин. Софроний
Врачанский. Его жизнь и литера-
турная деятельность (1739?18131 ?
•Сборник статей и исследований в
области славянской филологии». М.-
Л., 1941, с. 125?169; А. Н. Робин-
сон, Н. М, Дылевский. Софроний
Врачанский и его жизнеописание.? В
кн.: «Житие и страдания грешного
Софрония». Л., изд. Наука, 1976,
с. 69?146; Архимандрит Кирилл
(Христов). Памяти святителя Софро-
ния Врачанского.? Журнал Москов-
ской Патриархии, 1983, ¦ 6,
с. 61?63.
ф