|
|||
11-й день
|
285
|
||
|
|||
Вслед за преподобным Паисием
Хилендарским святитель Софроний указал в своих трудах пути и сред- ства к разрешению национальной проблемы: болгарский язык, Болгар- ская Церковь и болгарская государ- ственность. Святитель Софроний был убежденным поборником славянского единства и считал, что только с помощью России Болгария добьется освобождения от османского гнета. Во время русско-турецкой войны
1806?1812 годов святитель Софро- ний вернулся в Болгарию. Он призы- вал болгарский народ оказывать все- мерную помощь русским освободите- лям, организовывать отряды болгар- ских добровольцев. 10 января 1808 года святитель
Софроний обратился с посланием к Русскому правительству, в котором описывал зверства османских порабо- тителей и ходатайствовал о принятии Болгарии под власть единоверной и братской России. Аналогичное посла- ние святитель Софроний вручил в феврале 1808 года князю Куракину для передачи Александру I. В июне того же года святитель
Софроний у села Сентеши встретился с генералом М. А. Милорадовичем, который ободрил его заверением, что болгары могут надеяться на всесто- роннюю помощь России. Обращения святителя Софрония были направле- ны также русскому министру ино- странных дел графу Н. П. Румянце- ву и Главнокомандующему Дунай- ской армией генералу А. А. Прозо- ровскому. В октябре 1810 года, перед на-
ступлением русских войск, святитель Софроний обратился к православным болгарам с патриотическим Воззва- нием, в котором призвал их к сплоче- нию и единству в союзе с великим русским народом. 29 мая 1811 года святитель Софроний представил фельдмаршалу М. И. Кутузову "Просьбу от всех находящихся здесь
болгар» ? документ, который являл- ся по существу первой программой болгарского освободительного движе- ния. |
Осложнившаяся международная
обстановка и последующее вторжение Наполеона в Россию отсрочили осво- бождение Болгарии. В сентябре 1813 года святитель Софроний скон- чался в Бухаресте. Существует пред- положение, что он был погребен в монастыре Шербан Вода, вблизи Бу- хареста. Русское правительство высо- ко ценило патриотические усилия святителя Софрония и до последних дней его жизни рассматривало его как духовного вождя болгарского на- рода. «Ради многострадальных под- вигов, сопряженных с архипастыр- скими трудами», определением Свя- щенного Синода Болгарской Правос- лавной Церкви 31 декабря 1964 года святитель Софроний был причислен к лику святых. Определением Священ- ного Синода Русской Православной Церкви 22 февраля 1965 года имя святителя Софрония было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Канонизация святителя Софрония с удовлетворением была воспринята всей Православной Пол- нотой. Служба святителю Софронию составлена архимандритом Софрони- ем и отредактирована митрополитом Словенским Никодимом. |
||
Источники и литература:
Софроний Врачанский.
Избрани творения. Под редакциета на П. Динеков. София, 1946. Акаде- мик Н. С. Державин. Софроний Врачанский. Его жизнь и литера- турная деятельность (1739?18131 ? •Сборник статей и исследований в области славянской филологии». М.- Л., 1941, с. 125?169; А. Н. Робин- сон, Н. М, Дылевский. Софроний Врачанский и его жизнеописание.? В кн.: «Житие и страдания грешного Софрония». Л., изд. Наука, 1976, с. 69?146; Архимандрит Кирилл (Христов). Памяти святителя Софро- ния Врачанского.? Журнал Москов- ской Патриархии, 1983, ¦ 6, с. 61?63. |
|||
|
|||
ф
|
|||
|
|||