298
Месяц март
просвещению языческих народов
вдохновляли святого Григория в тече-
ние всей его жизни и нашли достой-
ное отображение в его богословских
творениях. Несмотря на слабое здо-
ровье, святой Григорий неукоснитель-
но соблюдал все правила монастыр-
ской жизни: его постничество, ночное
бдение, молитва и послушание слу-
жили примером для остальных ино-
ков обители. В 577 году святой Григо-
рий был посвящен в сан диакона.
Вскоре по поручению Папы Римс-
кого Пелагия II (578?590) он отпра-
вился в Константинополь в качестве
папского апокрисиария. Шесть лет
провел святой Григорий в столице
империи, но усилия добиться от Ви-
зантии помощи Италии против вар-
варов-лангобардов оказались безре-
зультатными.
Подвизаясь в эти годы в одном из
константинопольских монастырей,
святой Григорий изучал греческий
язык и произведения восточной пат-
ристики. Здесь он написал «Толкова-
ние на Книгу Иова». В этом сочине-
нии, как и во многих последующих,
святой Григорий, толкуя тексты Свя-
щенного Писания, прибегает к алле-
горическому методу, который впос-
ледствии оказал влияние на творения
многих крупнейших богословов и по-
этов Средневековья.
После кончины Папы Римского
Пелагия в 590 году его преемником
римский сенат, клир и народ избрали
святого Григория. Считая себя недо-
стойным, он в течение семи месяцев
отказывался от этого высокого избра-
ния, но вынужден был принять посвя-
щение, вняв настойчивым уговорам.
В период первосвятительства свя-
того Григория (590?604) Италия
подвергалась постоянным нашестви-
ям варварских племен лангобардов.
Это было тяжелое время испытаний
для Римской Церкви и всей страны.
Святой Григорий с честью выдержал
это испытание, проявил себя не толь-
ко ревностным архипастырем, но и
выдающимся государственным и об-
щественным деятелем. «В настоящее
время,? писал он,? епископ должен
уметь заботиться не только о спасе-
нии души, но и о внешней пользе и
безопасности паствы» («Послание»,
X, 19).
Святитель Григорий стал подлин-
ным духовным вождем Италии, он
руководил защитой страны, направ-
лял переговоры с лангобардами о
заключении мира и выкупе пленных
в нужное русло, обеспечивающее ин-
тересы Церкви.
Мудро управляя Церковью, святи-
тель Григорий способствовал избавле-
нию Рима от голода, силой архипа-
стырского слова умирял смуту и
мятежи. Он был тонким и дальновид-
ным политиком, с мнением которого
считались императоры. Посланный
святым Григорием в Англию хри-
стианский миссионер Августин в
597 году крестил короля Этельреда.
В 602 году святитель Григорий
получил признание главенства Рима
над всей Западной Церковью (сари*
отшит есс1ев1агит) от византийско-
го императора Фоки (602?610), во-
царение которого приветствовал осо-
бым посланием.
С именем святителя Григория,
учредившего в Риме церковную пев-
ческую школу, связан григориан-
ский хорал. Это ровное и плавное,
унисонное пение мужского хора. Упо-
рядочив церковные напевы и строго
распределив их в пределах богослу-
жебного года, святитель Григорий
создал канонизированный свод мело-
дий, так называемый антифона-
рий. После усвоения церковной му-
зыкой многоголосия (на рубеже I и II
тысячелетий по Р. X.) григорианский
хорал остался и поныне является
музыкально-тематической основой
(саШив Пготий) богослужения Римско-
Католической Церкви.
Много потрудился святитель Гри-
горий и над упорядочением чинопос-
ледования Божественной литургии.
Он составил на латинском языке чин
литургии Преждеосвященных Даров,
которая до него была известна лишь в
устном предании. Этот чин был ут-
вержден на VI Вселенском Соборе в
680 году и принят всей тогда еще
неразделенной Христианской Цер-
ковью.
Отличаясь глубочайшим смире-
нием и нищелюбием, святитель Гри-
горий был необыкновенно благотво-
рителен: в первый день каждого
месяца он выдавал неимущим хлеб,
овощи и рыбу, посылал помощь бед-
ным монастырям. Если на улицах
Рима находили мертвым какого-
нибудь человека, обыкновенно нище-
го или бродягу, святитель Григорий в