|
|||
12-й день
|
299
|
||
|
|||
глубокой печали воздерживался от
совершения Евхаристии в этот день, как бы считая себя виновником его смерти. За свое нищелюбие святитель
Григорий удостоился чудесным обра- зом зреть Господа Иисуса Христа. Неутомимо проповедуя народу и
усиленно побуждая к этому все духо- венство, святитель Григорий смягчал и облагораживал нравы не только римлян, но и варваров, нападавших на Италию. Вместе с тем он ревностно обличал ереси (в частности арианство и донатизм) и многих еретиков воз- вратил к правоверию. Святитель Григорий оставил пос-
ле себя многочисленные творения, переведенные на многие языки мира, в том числе на славянский (X ? XI вв., известны авторам древнейших славянских Прологов) и русский: «Беседы на пророка Иезекииля» (Ка- зань, 1863), «Беседы на Евангелие» (СПб., 1860), «О пастырском служе- нии»* (Киев, 1872), «Диалоги» (Ка- зань, 1858), «Послания» (в журнале • Христианское чтение». СПб., 1834? 1841). До нас также дошли его много- численные письма (854; по другим данным, 848), содержащие духовно- нравственные наставления. После появления сборника «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италий- ских отцов и о бессмертии души» святого Григория стали называть Двоесловом или Собеседником (бук- вально? «ведущим диалог»). Жизне- описания святых в «Беседах» стали образцами для европейской агиогра- фии. Характерной особенностью тво- рений святителя Григория, оказав- шей влияние на все европейское богословие, является полная замена античной мифологии образами и фактами, символами и преданиями, почерпнутыми из Библии, из Свя- щенной истории Ветхого и Нового Заветов. Отдельные античные реми- нисценции включены у него в систе- му христианского вероучения и под- |
верглись существенному переосмыс-
лению. В этом отношении можно говорить о влиянии святителя Григо- рия на творчество Данте Алигьери, на творчество многих выдающихся писателей Средневековья и Предре- нессанса. Святитель Григорий возглавлял
Церковь в течение 13 лет. Блаженная кончина святителя последовала 12 марта 604 года. Мощи его поныне почивают в соборе святого апостола Петра в Риме. Древнейшие сведения о жизни и
деятельности святителя Григория со- держатся в десятой книге «Церковной истории франков» его современника Григория Турского (538?594) (фраг- менты переведены на русский язык, см.: М. Стасюлевич. История Средних веков, т. I. СПб., 1862), а также во второй книге «Церковной истории англов» Беды Досточтимого (VII в.). Жизнеописания святителя Григория написаны историками Пав- лом Диаконом (VIII в.) и Иоанном (872). Служба святителю Григорию Двоеслову происходит из Русского Пантелеймонов а монастыря на Афоне. Литература
1. 3. Р. М1дпе. Ра1го1о#1а 1а1та.
Т. 75?78. 2. А. Пономарев. Собеседова-
ния святителя Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении. СПб., 1889. 3. В. Певницкий. Св. Григорий
Двоеслов ? его проповеди и гомиле- тические правила. Киев, 1871. 4. Ф. Успенский. Церковно-
политическая деятельность Папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901. 5. И. Н. Голенищев-Кутузов.
Средневековая латинская литерату- ра Италии. М., 1972. 6. Ф. Грегоровиус. История
города Рима в Средние века. Т. 2, СПб., 1888. |
||
|
|||
*См. также ЖМП ШВ 9?12, 1977; Ш8 1?3, 1978.
|
|||
|
|||