12-й день
299
глубокой печали воздерживался от
совершения Евхаристии в этот день,
как бы считая себя виновником его
смерти.
За свое нищелюбие святитель
Григорий удостоился чудесным обра-
зом зреть Господа Иисуса Христа.
Неутомимо проповедуя народу и
усиленно побуждая к этому все духо-
венство, святитель Григорий смягчал
и облагораживал нравы не только
римлян, но и варваров, нападавших
на Италию. Вместе с тем он ревностно
обличал ереси (в частности арианство
и донатизм) и многих еретиков воз-
вратил к правоверию.
Святитель Григорий оставил пос-
ле себя многочисленные творения,
переведенные на многие языки мира,
в том числе на славянский (X ?
XI вв., известны авторам древнейших
славянских Прологов) и русский:
«Беседы на пророка Иезекииля» (Ка-
зань, 1863), «Беседы на Евангелие»
(СПб., 1860), «О пастырском служе-
нии»* (Киев, 1872), «Диалоги» (Ка-
зань, 1858), «Послания» (в журнале
• Христианское чтение». СПб., 1834?
1841). До нас также дошли его много-
численные письма (854; по другим
данным, 848), содержащие духовно-
нравственные наставления. После
появления сборника «Беседы, или
диалоги, о жизни и чудесах италий-
ских отцов и о бессмертии души»
святого Григория стали называть
Двоесловом или Собеседником (бук-
вально? «ведущим диалог»). Жизне-
описания святых в «Беседах» стали
образцами для европейской агиогра-
фии. Характерной особенностью тво-
рений святителя Григория, оказав-
шей влияние на все европейское
богословие, является полная замена
античной мифологии образами и
фактами, символами и преданиями,
почерпнутыми из Библии, из Свя-
щенной истории Ветхого и Нового
Заветов. Отдельные античные реми-
нисценции включены у него в систе-
му христианского вероучения и под-
верглись существенному переосмыс-
лению. В этом отношении можно
говорить о влиянии святителя Григо-
рия на творчество Данте Алигьери,
на творчество многих выдающихся
писателей Средневековья и Предре-
нессанса.
Святитель Григорий возглавлял
Церковь в течение 13 лет. Блаженная
кончина святителя последовала 12
марта 604 года. Мощи его поныне
почивают в соборе святого апостола
Петра в Риме.
Древнейшие сведения о жизни и
деятельности святителя Григория со-
держатся в десятой книге «Церковной
истории франков» его современника
Григория Турского (538?594) (фраг-
менты переведены на русский язык,
см.: М. Стасюлевич. История
Средних веков, т. I. СПб., 1862), а
также во второй книге «Церковной
истории англов» Беды Досточтимого
(VII в.). Жизнеописания святителя
Григория написаны историками Пав-
лом Диаконом (VIII в.) и Иоанном
(872). Служба святителю Григорию
Двоеслову происходит из Русского
Пантелеймонов а монастыря на
Афоне.
Литература
1.  3. Р. М1дпе. Ра1го1о#1а 1а1та.
Т. 75?78.
2.  А. Пономарев. Собеседова-
ния святителя Григория Великого о
загробной жизни в их церковном и
историко-литературном значении.
СПб., 1889.
3.  В. Певницкий. Св. Григорий
Двоеслов ? его проповеди и гомиле-
тические правила. Киев, 1871.
4.    Ф. Успенский. Церковно-
политическая деятельность Папы
Григория I Двоеслова. Казань, 1901.
5.  И. Н. Голенищев-Кутузов.
Средневековая латинская литерату-
ра Италии. М., 1972.
6.    Ф. Грегоровиус. История
города Рима в Средние века. Т. 2,
СПб., 1888.
*См. также ЖМП ШВ 9?12, 1977; Ш8 1?3, 1978.