|
|||
338
|
Месяц март
|
||
|
|||
ся в глубоко осознанную внутреннюю
потребность и жизненную необходи- мость. Внимательно наблюдая за разви-
тием своего послушника, пребывав- шего в миру, старец Симеон настав- лял его в чтении духовной литерату- ры, помогал душеполезными назида- ниями и советами. Один из таких советов стал для преподобного Симе- она руководящим правилом всей его жизни: внимать и слушаться совести, которая является гласом Божиим в душе человека, внушает ему лишь то, что приближает к Богу. Вступив на путь суровой аскезы,
преподобный Симеон ограничил себя хлебом и водой, все более и более углублялся в молитву во время про- должительных ночных бдений. «Сле- зы текли из его глаз, он умножал коленопреклонения, как если бы Гос- подь присутствовал Сам, и молитвен- но призывал Матерь Божию»?так, повествуя словно о некоем вымыш- ленном юноше, преподобный Симеон рассказывает о своих молитвенных подвигах. Он сподобился благодатно- го просветления, во время которого ощутил себя окруженным неземным светом, «перестал ощущать и себя, и все окружающее». Такого рода подвижничество ред-
ко обходится без искушений. Не избе- жал их и преподобный Симеон. По прошествии шести лет жизни в Кон- стантинополе и постоянного общения со своим духовным отцом ему приш- лось уехать к себе на родину, где он переменил образ жизни, поддавшись многим соблазнам. «Я был в таком состоянии, как если бы никогда не понимал или не слыхал святых слов Христовых,? писал впоследствии преподобный Симеон.? Но любовь и вера ко святому старцу осталась в моем несчастном сердце. И из-за нее, я думаю, Человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам». Восприняв свое избавление от пут
зла как великую милость благодатно- го Промысла, преподобный Симеон принял твердое решение вступить на иноческий путь. С благословения старца Симеона он стал послушни- ком Студийского монастыря в возра- сте двадцати семи лет. Здесь он следовал наставлениям своего духов- ного отца столь усердно, что вызвал |
неудовольствие со стороны игумена
монастыря, который изгнал его из обители. Перейдя в соседнюю неболь- шую обитель во имя святого Маман- та, именуемую Ксирокеркской, моло- дой послушник принял монашество. Предаваясь уединению, чтению и богомыслию, он целыми неделями соблюдал строгий пост, вкушал одни овощи и семена, лишь по воскресень- ям присутствуя за братской трапезой. Малое время, отведенное для сна, он проводил на полу, подстилая овчину поверх рогожи. Никогда не произно- сил праздных слов, хранил трезвен- ное самоуглубление и старался не выходить из своей келлии. Принимая священнический сан в таком благо- расположении, преподобный Симеон вторично сподобился великой благо- дати Божией: во время рукоположе- ния он ощутил себя озаренным и проникнутым неземным духовным светом. Эта милость была воспринята им как знак особой ответственности, лежащей на совести пастыря стада Божьего, который «должен быть чист и телом, и тем паче душою, не запятнан никаким грехом, смиренен по внешнему нраву и сокрушен сердцем по внутреннему настро- ению». По свидетельству сподвижни- ков преподобного Симеона, во время принесения Бескровной Жертвы лицо его становилось ангелоподобным и излучало такой яркий свет, что на него трудно было смотреть. В 980 году, когда преподобному
Симеону исполнился 31 год, монахи обители святого Маманта избрали его своим игуменом. По свидетельству Никиты Стифата, автора Жития пре- подобного Симеона,Нового Богослова, монастырь святого Маманта был в то время «не столько прибежищем и стадом монахов, сколько местом жи- тельства мирских людей», что же до монахов из немногочисленной бра- тии, то они «страдали от духовного голода». В своем первом Огласитель- ном слове «О любви», адресованном братии монастыря, преподобный Си- меон призвал монахов положить на- чало новой жизни в совершенной любви к Господу и людям. Приступив со страхом и благогове-
нием к исполнению своих игуменских обязанностей, преподобный Симеон сделал предметом своих постоянных забот не только духовную, но и |
||
|
|||