338
Месяц март
ся в глубоко осознанную внутреннюю
потребность и жизненную необходи-
мость.
Внимательно наблюдая за разви-
тием своего послушника, пребывав-
шего в миру, старец Симеон настав-
лял его в чтении духовной литерату-
ры, помогал душеполезными назида-
ниями и советами. Один из таких
советов стал для преподобного Симе-
она руководящим правилом всей его
жизни: внимать и слушаться совести,
которая является гласом Божиим в
душе человека, внушает ему лишь то,
что приближает к Богу.
Вступив на путь суровой аскезы,
преподобный Симеон ограничил себя
хлебом и водой, все более и более
углублялся в молитву во время про-
должительных ночных бдений. «Сле-
зы текли из его глаз, он умножал
коленопреклонения, как если бы Гос-
подь присутствовал Сам, и молитвен-
но призывал Матерь Божию»?так,
повествуя словно о некоем вымыш-
ленном юноше, преподобный Симеон
рассказывает о своих молитвенных
подвигах. Он сподобился благодатно-
го просветления, во время которого
ощутил себя окруженным неземным
светом, «перестал ощущать и себя, и
все окружающее».
Такого рода подвижничество ред-
ко обходится без искушений. Не избе-
жал их и преподобный Симеон. По
прошествии шести лет жизни в Кон-
стантинополе и постоянного общения
со своим духовным отцом ему приш-
лось уехать к себе на родину, где он
переменил образ жизни, поддавшись
многим соблазнам. «Я был в таком
состоянии, как если бы никогда не
понимал или не слыхал святых слов
Христовых,? писал впоследствии
преподобный Симеон.? Но любовь и
вера ко святому старцу осталась в
моем несчастном сердце. И из-за нее,
я думаю, Человеколюбивый Бог после
прошествия стольких лет помиловал
меня по его молитвам».
Восприняв свое избавление от пут
зла как великую милость благодатно-
го Промысла, преподобный Симеон
принял твердое решение вступить на
иноческий путь. С благословения
старца Симеона он стал послушни-
ком Студийского монастыря в возра-
сте двадцати семи лет. Здесь он
следовал наставлениям своего духов-
ного отца столь усердно, что вызвал
неудовольствие со стороны игумена
монастыря, который изгнал его из
обители. Перейдя в соседнюю неболь-
шую обитель во имя святого Маман-
та, именуемую Ксирокеркской, моло-
дой послушник принял монашество.
Предаваясь уединению, чтению и
богомыслию, он целыми неделями
соблюдал строгий пост, вкушал одни
овощи и семена, лишь по воскресень-
ям присутствуя за братской трапезой.
Малое время, отведенное для сна, он
проводил на полу, подстилая овчину
поверх рогожи. Никогда не произно-
сил праздных слов, хранил трезвен-
ное самоуглубление и старался не
выходить из своей келлии. Принимая
священнический сан в таком благо-
расположении, преподобный Симеон
вторично сподобился великой благо-
дати Божией: во время рукоположе-
ния он ощутил себя озаренным и
проникнутым неземным духовным
светом. Эта милость была воспринята
им как знак особой ответственности,
лежащей на совести пастыря стада
Божьего, который «должен быть чист
и телом, и тем паче душою, не
запятнан никаким грехом, смиренен
по внешнему нраву и сокрушен
сердцем по внутреннему настро-
ению». По свидетельству сподвижни-
ков преподобного Симеона, во время
принесения Бескровной Жертвы лицо
его становилось ангелоподобным и
излучало такой яркий свет, что на
него трудно было смотреть.
В 980 году, когда преподобному
Симеону исполнился 31 год, монахи
обители святого Маманта избрали его
своим игуменом. По свидетельству
Никиты Стифата, автора Жития пре-
подобного Симеона,Нового Богослова,
монастырь святого Маманта был в то
время «не столько прибежищем и
стадом монахов, сколько местом жи-
тельства мирских людей», что же до
монахов из немногочисленной бра-
тии, то они «страдали от духовного
голода». В своем первом Огласитель-
ном слове «О любви», адресованном
братии монастыря, преподобный Си-
меон призвал монахов положить на-
чало новой жизни в совершенной
любви к Господу и людям.
Приступив со страхом и благогове-
нием к исполнению своих игуменских
обязанностей, преподобный Симеон
сделал предметом своих постоянных
забот не только духовную, но и