12-й день
339
хозяйственную жизнь обители. Мона-
стырь святого Маманта нуждался в то
время в серьезных восстановитель-
ных работах, ибо большая часть мо-
настырских зданий пришла в негод-
ность. В конце концов обитель была
обновлена, монастырская церковь от-
ремонтирована, в ней был постлан
мраморный пол, стены украшены
иконами, а для богослужебных нужд
была приобретена вся необходимая
утварь. Улучшена была и монастыр-
ская трапеза.
Со временем преподобному Симе-
ону удалось превратить монастырь
святого Маманта в цветущую обитель
с многократно увеличенным числом
насельников. Имя преподобного Си-
меона приобрело известность среди
жителей Константинополя. За духов-
ным руководством к нему обраща-
лись многие высокопоставленные
лица.
Однако нововведения преподобно-
го Симеона, требовавшего неукосни-
тельного соблюдения строгого мона-
шеского устава, оказались не по си-
лам для некоторой части насельников
святой обители. Дело дошло до откры-
того выступления тридцати монахов,
дерзнувших подать жалобу на своего
игумена Патриарху Константино-
польскому Сисинию II (996?999).
Внимательно во всем разобравшись,
Патриарх распорядился наказать жа-
лобщиков изгнанием из монастыря и
полностью поддержал преподобного
Симеона, который, однако, по вели-
кой доброте своей простил своих
недругов и сумел уговорить Патриар-
ха вернуть заблудшее стадо в лоно
родной обители.
Через несколько лет, в 1005 году,
преподобный Симеон передал игу-
менство своему ученику монаху Ар-
сению, а сам поселился в одинокой
келлии при монастыре для неотлуч-
ного пребывания с Богом в молитве и
богомыслии.
С этого времени начался новый
этап в жизни святого подвижника.
Дар учительства, который прежде
выражался в частных и церковных
поучениях, раскрылся теперь во всей
своей полноте в многочисленных пи-
саниях, дошедших до нас под общим
названием «Слова преподобного Си-
меона, Нового Богослова». В это же
время он приступает к написанию
своих замечательных «Гимнов», за-
конченных уже позже, в период сво-
его изгнания.
Изгнание преподобного Симеона
из возрожденной им обители святого
Маманта явилось результатом двух-
летних преследований со стороны
митрополита Никомидийского Сте-
фана, человека хотя и образованного,
но завистливого, весьма ревниво от-
носившегося к славе богомудрого за-
творника. После тщетных попыток
обнаружить что-либо предосудитель-
ное в писаниях и жизни преподобного
Симеона митрополит Стефан при-
дрался к установленному преподоб-
ным обычаю праздновать память сво-
его духовного наставника Симеона
Благоговейного. Сочтя этот обычай
чрезмерно торжественным и необос-
нованным, митрополит Стефан, зару-
чившись поддержкой отдельных ар-
хиереев, поднял кампанию против
преподобного с такой шумихой, что в
дело пришлось вмешаться самому
Патриарху. Последний не усмотрел
ничего зазорного в почитании препо-
добным Симеоном своего учителя, но,
желая положить конец смуте, предло-
жил ему найти себе место для жизни
подальше от Константинополя.
Так преподобный Симеон оказал-
ся в пустынной местности, принадле-
жавшей одному из его почитателей
Христофору Фагуре, который предо-
ставил ему возможность жить при
небольшом храме во имя святой
Марины. Он же выделил необходи-
мые средства для основания обители,
в которой преподобный Симеон соб-
рал новое братство, установил в нем
строгий устав и вновь удалился в
молитвенное уединение.
Здесь в тишине затвора, изредка
нарушаемой приходящими за духов-
ным наставлением, преподобный Си-
меон всецело предался богословскому
и поэтическому творчеству. Молит-
венные гимны, воплощенные им в
стихотворной форме, охватывают
широкий круг богословских тем, та-
ких, как Святая Евхаристия и другие
Таинства, монашество и мир, созна-
тельный мистический опыт просвет-
ления и обожения, тайна спасения,
учение о Пресвятой Троице и многие
другие. Основной пафос и главная
отличительная особенность богослов-
ского учения преподобного Симеона,
Нового Богослова, заключаются в ут-
верждении возможности ощутить и