|
|||
12-й день
|
339
|
||
|
|||
хозяйственную жизнь обители. Мона-
стырь святого Маманта нуждался в то время в серьезных восстановитель- ных работах, ибо большая часть мо- настырских зданий пришла в негод- ность. В конце концов обитель была обновлена, монастырская церковь от- ремонтирована, в ней был постлан мраморный пол, стены украшены иконами, а для богослужебных нужд была приобретена вся необходимая утварь. Улучшена была и монастыр- ская трапеза. Со временем преподобному Симе-
ону удалось превратить монастырь святого Маманта в цветущую обитель с многократно увеличенным числом насельников. Имя преподобного Си- меона приобрело известность среди жителей Константинополя. За духов- ным руководством к нему обраща- лись многие высокопоставленные лица. Однако нововведения преподобно-
го Симеона, требовавшего неукосни- тельного соблюдения строгого мона- шеского устава, оказались не по си- лам для некоторой части насельников святой обители. Дело дошло до откры- того выступления тридцати монахов, дерзнувших подать жалобу на своего игумена Патриарху Константино- польскому Сисинию II (996?999). Внимательно во всем разобравшись, Патриарх распорядился наказать жа- лобщиков изгнанием из монастыря и полностью поддержал преподобного Симеона, который, однако, по вели- кой доброте своей простил своих недругов и сумел уговорить Патриар- ха вернуть заблудшее стадо в лоно родной обители. Через несколько лет, в 1005 году,
преподобный Симеон передал игу- менство своему ученику монаху Ар- сению, а сам поселился в одинокой келлии при монастыре для неотлуч- ного пребывания с Богом в молитве и богомыслии. С этого времени начался новый
этап в жизни святого подвижника. Дар учительства, который прежде выражался в частных и церковных поучениях, раскрылся теперь во всей своей полноте в многочисленных пи- саниях, дошедших до нас под общим названием «Слова преподобного Си- меона, Нового Богослова». В это же время он приступает к написанию своих замечательных «Гимнов», за- |
конченных уже позже, в период сво-
его изгнания. Изгнание преподобного Симеона
из возрожденной им обители святого Маманта явилось результатом двух- летних преследований со стороны митрополита Никомидийского Сте- фана, человека хотя и образованного, но завистливого, весьма ревниво от- носившегося к славе богомудрого за- творника. После тщетных попыток обнаружить что-либо предосудитель- ное в писаниях и жизни преподобного Симеона митрополит Стефан при- дрался к установленному преподоб- ным обычаю праздновать память сво- его духовного наставника Симеона Благоговейного. Сочтя этот обычай чрезмерно торжественным и необос- нованным, митрополит Стефан, зару- чившись поддержкой отдельных ар- хиереев, поднял кампанию против преподобного с такой шумихой, что в дело пришлось вмешаться самому Патриарху. Последний не усмотрел ничего зазорного в почитании препо- добным Симеоном своего учителя, но, желая положить конец смуте, предло- жил ему найти себе место для жизни подальше от Константинополя. Так преподобный Симеон оказал-
ся в пустынной местности, принадле- жавшей одному из его почитателей Христофору Фагуре, который предо- ставил ему возможность жить при небольшом храме во имя святой Марины. Он же выделил необходи- мые средства для основания обители, в которой преподобный Симеон соб- рал новое братство, установил в нем строгий устав и вновь удалился в молитвенное уединение. Здесь в тишине затвора, изредка
нарушаемой приходящими за духов- ным наставлением, преподобный Си- меон всецело предался богословскому и поэтическому творчеству. Молит- венные гимны, воплощенные им в стихотворной форме, охватывают широкий круг богословских тем, та- ких, как Святая Евхаристия и другие Таинства, монашество и мир, созна- тельный мистический опыт просвет- ления и обожения, тайна спасения, учение о Пресвятой Троице и многие другие. Основной пафос и главная отличительная особенность богослов- ского учения преподобного Симеона, Нового Богослова, заключаются в ут- верждении возможности ощутить и |
||
|
|||