340
Месяц март
воспринять Бога еще в этой жизни ?
обожения, достигаемого посредством
покаяния и причащения Телу и Кро-
ви Христовой. «Не говорите,? пишет
он,? что невозможно принять Боже-
ственный Дух, не говорите, что без
Него возможно спастись, не говорите,
что кто-нибудь причастен Ему, сам
того не зная, не говорите, что Бог
невидим людям, не говорите, что
люди не видят Божественного света
или что это невозможно в настоящие
времена! Это никогда не бывает
невозможным, друзья! Но очень даже
возможно желающим» (Гимн 27-й).
С особенной силой преподобный
Симеон призывал своих братьев сле-
довать за Христом, Который есть
«путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
Но это невозможно без созидания
в себе сокрушенного и смиренного
сердца. Смирение является «главной
чертой христианина», мерой его бли-
зости к Богу, точно так же, как
гордость есть мера удаленности от
Бога. «Пусть некто возьмет все свое
имущество,? пишет Симеон Новый
Богослов,? и раздаст бедным, пусть
постится, совершает бдения, спит на
голой земле, творит молитвы день и
ночь, а не взыщет от Бога стяжать
себе сердце сокрушенное и смирен-
ное, такой не получит никакой поль-
зы от трудов своих» (Слово 31-е).
Вся жизнь преподобного Симеона,
Нового Богослова, явила яркий при-
мер стяжания смиренного и сокру-
шенного сердца.
Последние тринадцать лет жизци
в изгнании были отмечены исполне-
нием многочисленных предсказаний
и исцелениями по молитвам препо-
добного, советовавшего помазывать
болящих елеем из лампады, теплив-
шейся перед образом святой Марины.
12 марта 1022 года в возрасте
семидесяти трех лет преподобный
Симеон преставился ко Господу.
Автор его жизнеописания Никита
Стифат свидетельствует, что день
кончины преподобного был заранее
им предсказан.
Тридцать лет спустя были обрете-
ны святые мощи преподобного Симе-
она. Память его совершается 12 мар-
та, в день преставления, а также 12
октября, т. к. день преставления при-
ходится на период Великого поста.
Служба преподобному Симеону,
Новому Богослову, написана препо-
добным Никодимом Святогорцем.
Перевод на церковнославянский
язык выполнен профессором Москов-
ской Духовной Академии Б. А. Нелю-
бовым (использован также перевод
епископа Левкийского Парфения).
Источники и литература
1.  Словеса зело полезныя. Изд.
Козельской Введенской Оптиной пу-
стыни. М., 1852.
2.  Двенадцать слов в рус. пер. с
эллино-греч. Изд. Козельской Введен-
ской Оптиной пустыни. М., 1869.
3.   Слова. В пер. на рус. яз. с
новогреч. епископа Феофана (Говоро-
ва). Вып. 1. Житие преподобного
Симеона, составленное Никитою Сти-
атом. Слова 1?52. М., 1879. Вып. 2.
лова 53?92. Деятельные и Бого-
словские главы. Подвижническое сло-
во. М., 1882. Тоже. Изд. 2-е Афон-
ского Русского Пантелеимонова мо-
настыря. Вып. 1. М., 1890. Вып. 2. М.,
1892.
4.  Деятельные и Богословские
главы, 152. Слово о вере.? Слово о
трех образах молитвы.? Доб-
ротолюбие, кн. 1, ч. 1. Изд. 2-е. М.,
1822. То же: «Христианское чте-
ние», 1823, XII, с. 3 слл.; 1821,1, с. 142
слл.
5.  Отдельные изречения.? В кн.:
Сборник отеческих изречений и из-
влечений из писаний некоторых цер-
ковных учителей и новейших право-
славных богословов. Сост. иеромона-
хом Далматом. Вып. 1. Сергиев По-
сад, 1897. Вып. 2. М., 1899.
6.  Божественные гимны препо-
добного Симеона Нового Богослова.
Перевод с греческого с изображением
святого отца, вступительной статьей,
предисловием к гимнам ученика пре-
подобного Симеона Никиты Стифата.
Перевел иеромонах Пантелеймон. С
рисунками М. В. Боскина. а) XXXIII
с. +280 с. +ГХ с. Сергиев Посад.
1917; б) XXXII с. +280 с. +ХХХП с.
+68 с. +1Х с. (с дополнительными
указателями). Сергиев Посад. 1917.
7.   Константин Нечаев (ныне ар-
хиепископ Волоколамский Питирим).
Значение христианской любви в аске-
тических воззрениях преподобного
Симеона Нового Богослова. Ркп. За-
горск, МДА, 1951.
8.  Архиепископ Василий (Криво-
шеий). Преподобный Симеон Новый
Богослов (949?1022). 1980.