136
Месяц март
Священномученик Василий,
пресвитер Анкирский,был
священ-
ником в городе Анкире (современная
Анкара, столица Турции), в Галатии,
тогдашней провинции Римской импе-
рии. Его священническое служение
началось в период, когда гонения на
христиан были прекращены, но Цер-
ковь раздиралась изнутри ариаиской
ересью. Пресвитер Василий твердо
стоял за Православие, хотя первона-
чально в Символе веры допускал
отклонения от формулировки святи-
теля Афанасия Великого, склоняясь к
так называемому омиусианству («по-
добосущию»). Вскоре же, при Юлиане
Отступнике, он и его приверженцы
совершили решительный поворот к
Православию.
Неустанно проповедуя, святой Ва-
силий Анкирский укреплял колеблю-
щихся и обличал губительное ариан-
ское заблуждение. За эту проповедь
Василий был даже запрещен в слу-
жении?на Константинопольском
(арианском) соборе в феврале 361
года. Но вскоре на Поместном Соборе
230 епископов в Палестине ему вновь
разрешено было совершать литургию.
Через некоторое время императору
Констанцию (337?ноябрь 361) был
подан на него донос, что он смущает
город. Донос, однако, остался без
последствий.
В конце 361 года императором
Римской империи стал Юлиан От-
ступник, племянник Константина I
Великого. Он был воспитан в христи-
анской вере, но в юности тайно
перешел в язычество. Когда же он
добился престола, то воздвиг гонения
на христиан, более изощренные, чем
его предшественники. В Галатии, как
и во многих других местах, нашлись
охотники проповедовать возвраще-
ние к языческим культам и подкреп-
ляли они свои доводы в первую
очередь примером императора.
Святой Василий твердо стал за
спасение своей паствы, моля Господа
разрушить совет нечестивых: «О,
Спаситель мира, Христе, Свет непо-
меркающий, сокровище вечных хра-
нилищ, волею Отчею прогоняющий
тьму и Его Духом все составляющий!
Призри святым и страшным Твоим
оком и разрушь скверное волшебство
противящихся Твоей святой воле;
пусть будет рассеян слабый замысел
их и не будет препятствовать душе, во
веки пребывающей в Тебе Боге!» Он
обходил свой город, снова и снова
поучая паству и побуждая личным
примером верующих молить Господа
призреть на Церковь Свою и укрепить
ее. Язычники стали клеветать, что он
смущает народ. Наконец, святой Ва-
силий был взят и приведен на допрос к
наместнику, игемону Сатурнину.
При Юлиане Отступнике испове-
дание христианства уже не вменя-
лось в преступление, по крайней
мере, старались не делать этого явно.
Поэтому святого Василия обвинили в
том, что он своими проповедями сеет
смуту в городе, что он подговаривал
народ разрушать языческие алтари и
оскорблял и хулил императора. На
вопрос же игемона: «Кто ты та-
кой?»? святой Василий отвечал:
«Я?христианин, и это имя для меня
всего почетнее». «Что же ты поступа-
ешь не так, как подобает христиани-
ну?»?продолжал Сатурнин. «Посту-
паю так,?отвечал святой Василий,?
как учит Святое Евангелие: Тако да
просветится свет ваш пред челове-
ки, яко да видят ваша добрая дела и
прославят Отца вашего, Иже на
Небесех»
(Мф. 5, 16). В ходе допроса
Василий предсказал, что попытка
возврата к язычеству, это «безрассуд-
но узаконенное нечестие», в скором
времени рухнет; да и сам император
человек смертный и после смерти
попадет, как и все, на суд Царя
Небесного. Тогда Сатурнин решил,
что святой Василий уже сказал доста-
точно. Святого повесили обнаженного
и стали резать его тело. Во время
пытки святой Василий благодарил
Господа, что сподобился пострадать
за Него: «Благодарю Тебя, Господи
Боже веков, что Ты удостоил меня
найти путь жизни, идя по которому я
могу увидеть наследников Твоих обе-
щаний». Игемон Сатурнин приказал
прекратить пытку и отвести его в
тюрьму. По дороге в темницу святому
Василию встретился грек Филикс,
выразивший недоумение: почему свя-
той избрал добровольную смерть, хотя
имел возможность поклониться идо-
лам и получить богатые дары.
Святой Василий Анкирский отве-
тил ему: «Отойди прочь,развратники
нечестивец»... С этими словами он
вошел в темницу, исполненный муже-
ства и решимости.
Обо всем происшедшем Сатурнин
послал подробное донесение импера-
тору Юлиану. Тот, рассмотрев дело,