|
|||
136
|
Месяц март
|
||
|
|||
Священномученик Василий,
пресвитер Анкирский,был священ- ником в городе Анкире (современная Анкара, столица Турции), в Галатии, тогдашней провинции Римской импе- рии. Его священническое служение началось в период, когда гонения на христиан были прекращены, но Цер- ковь раздиралась изнутри ариаиской ересью. Пресвитер Василий твердо стоял за Православие, хотя первона- чально в Символе веры допускал отклонения от формулировки святи- теля Афанасия Великого, склоняясь к так называемому омиусианству («по- добосущию»). Вскоре же, при Юлиане Отступнике, он и его приверженцы совершили решительный поворот к Православию. Неустанно проповедуя, святой Ва-
силий Анкирский укреплял колеблю- щихся и обличал губительное ариан- ское заблуждение. За эту проповедь Василий был даже запрещен в слу- жении?на Константинопольском (арианском) соборе в феврале 361 года. Но вскоре на Поместном Соборе 230 епископов в Палестине ему вновь разрешено было совершать литургию. Через некоторое время императору Констанцию (337?ноябрь 361) был подан на него донос, что он смущает город. Донос, однако, остался без последствий. В конце 361 года императором
Римской империи стал Юлиан От- ступник, племянник Константина I Великого. Он был воспитан в христи- анской вере, но в юности тайно перешел в язычество. Когда же он добился престола, то воздвиг гонения на христиан, более изощренные, чем его предшественники. В Галатии, как и во многих других местах, нашлись охотники проповедовать возвраще- ние к языческим культам и подкреп- ляли они свои доводы в первую очередь примером императора. Святой Василий твердо стал за
спасение своей паствы, моля Господа разрушить совет нечестивых: «О, Спаситель мира, Христе, Свет непо- меркающий, сокровище вечных хра- нилищ, волею Отчею прогоняющий тьму и Его Духом все составляющий! Призри святым и страшным Твоим оком и разрушь скверное волшебство противящихся Твоей святой воле; пусть будет рассеян слабый замысел их и не будет препятствовать душе, во веки пребывающей в Тебе Боге!» Он |
обходил свой город, снова и снова
поучая паству и побуждая личным примером верующих молить Господа призреть на Церковь Свою и укрепить ее. Язычники стали клеветать, что он смущает народ. Наконец, святой Ва- силий был взят и приведен на допрос к наместнику, игемону Сатурнину. При Юлиане Отступнике испове-
дание христианства уже не вменя- лось в преступление, по крайней мере, старались не делать этого явно. Поэтому святого Василия обвинили в том, что он своими проповедями сеет смуту в городе, что он подговаривал народ разрушать языческие алтари и оскорблял и хулил императора. На вопрос же игемона: «Кто ты та- кой?»? святой Василий отвечал: «Я?христианин, и это имя для меня всего почетнее». «Что же ты поступа- ешь не так, как подобает христиани- ну?»?продолжал Сатурнин. «Посту- паю так,?отвечал святой Василий,? как учит Святое Евангелие: Тако да просветится свет ваш пред челове- ки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» (Мф. 5, 16). В ходе допроса Василий предсказал, что попытка возврата к язычеству, это «безрассуд- но узаконенное нечестие», в скором времени рухнет; да и сам император человек смертный и после смерти попадет, как и все, на суд Царя Небесного. Тогда Сатурнин решил, что святой Василий уже сказал доста- точно. Святого повесили обнаженного и стали резать его тело. Во время пытки святой Василий благодарил Господа, что сподобился пострадать за Него: «Благодарю Тебя, Господи Боже веков, что Ты удостоил меня найти путь жизни, идя по которому я могу увидеть наследников Твоих обе- щаний». Игемон Сатурнин приказал прекратить пытку и отвести его в тюрьму. По дороге в темницу святому Василию встретился грек Филикс, выразивший недоумение: почему свя- той избрал добровольную смерть, хотя имел возможность поклониться идо- лам и получить богатые дары. Святой Василий Анкирский отве-
тил ему: «Отойди прочь,развратники нечестивец»... С этими словами он вошел в темницу, исполненный муже- ства и решимости. Обо всем происшедшем Сатурнин
послал подробное донесение импера- тору Юлиану. Тот, рассмотрев дело, |
||
|
|||