22-й день
137
прислал в Анкиру своих людей для
диспута со святым Василием: двух
бывших христиан, совершивших, как
и Юлиан, отступничество, Елпидия и
Пигасия. По пути они пригласили с
собой еще одного образованного языч-
ника Асклепия, жреца, и все втроем
явились в город. Святой Василий все
это время денно и нощно молился и
славословил Бога. Пигасий, знавший
святого Василия прежде, сразу же
отправился к нему в заключение.
Святой Василий встретил его обличе-
нием и упреками и закончил слова-
ми: «Как же погубил ты надежду
свою? И что ты теперь ответишь
Господу?» Тот был явно смущен,
вернулся к друзьям своим и передал
слова святого Василия. Они отправи-
лись к наместнику и попросили поско-
рее кончить разбирательство. На сле-
дующий день был назначен суд,
вернее, публичная пытка. И снова
святого Василия бросили в тюрьму.
Тем временем Юлиан отправился
в персидский поход 363 года и ока-
зался в Анкире. Он подтвердил все-
возможные льготы языческим жре-
цам и щедро наградил их. На следу-
ющий день Елпидий напомнил ему о
святом Василии. Юлиан велел приве-
сти его к себе. Святой Василий вошел
к императору со светлым и вдохно-
венным лицом, красота которого по-
разила даже Юлиана (сам Юлиан был
некрасив и сильно об этом досадовал).
Началась беседа. Юлиан, в ответ на
слова святого Василия о высоком
звании христианина, сказал: «Да
ведь я же знаю ваши учения. Вы ве-
руете в Того, Кто принял позорную
смерть при Понтийском Пилате». Но
святой Василий продолжал обличать
императора: «Как же ты не устыдил-
ся алтаря, в котором восьмилетним
ребенком скрылся от подосланных к
тебе убийц? Как не сохранил закона,
который проповедовал, будучи кли-
риком? За что же Христос даст тебе
Свое бессмертное воздаяние? Да и
временное царство у тебя в скором
времени отнимется, когда в мучени-
ях умрешь, и тело твое погребения не
сподобится» (Василий предсказал ис-
тину: Юлиан погиб в том самом
персидском походе 363 года, и земля
выбросила наружу его погребенное
тело).
Тогда Юлиан объявил, что хотел
прежде отпустить его, но теперь пове-
левает мучить. Из кожи мученика он
велел резать ремни, по семи ремней в
сутки. Через несколько дней, когда
вся кожа его висела ремнями, святой
Василий объявил, что хочет говорить
с императором. Наблюдавший за
пытками комит (буквально «спут-
ник»?должность, вроде адъютанта)
Фрументин поспешил доложить, что
святой Василий не стерпел мук и
раскаивается. Юлиан Отступник ве-
лел привести мученика к алтарю
Асклепия (греческое божество вра-
чебного искусства; в латинской огла-
совке? Эскулап). И увидел Юлиан,
что комит ошибся: святой Василий
вновь свидетельствовал, что языче-
ские божества суть слепые и глухие
идолы. Потом он сорвал с плеча один
из висящих на нем «ремней» его
собственной кожи и швырнул в лицо
Юлиану Отступнику со словами:
«Прими, Юлиан, и съешь, если тако-
вою снедью услаждаешься, а мне
помощник Христос, в Него верую и
Его ради терплю все это». По всему
городу и за его пределами прошел
слух о твердости мученика Василия.
Юлиан разгневался не столько на
святого Василия, сколько на комита
Фрументина. Тот, перепугавшись, по-
тащил мученика Василия прочь, в
отдельную камеру, где предал святого
новым пыткам. Среди тяжких муче-
ний святой Василий не переставал
молиться: «Благословен, Господи Бо-
же, надежда христиан, поднимающий
падших, восстанавливающий низвер-
женных, освобождающий от тления
надеющихся на Тебя, знающий наши
страдания, Благий и Щедрый, Мило-
стивый и Долготерпеливый...» На
следующий день Юлиан оставил Ан-
киру, следуя в Антиохию (иначе
Антакья, город на юге современной
Турции), не велев Фрументину пока-
зываться ему на глаза. В отместку
святому Василию Фрументин велел
мучить его каленым железом. Терза-
емый, мученик Василий упал на
землю, громко взывая ко Христу,
благодаря Его, что соблюл Он в нем
имя Свое святое и сподобил его в
торжестве веры достигнуть вечного,
обещанного Им успокоения. Произне-
ся молитву, святой тихо скончался.
Совершилось это 28 января
363 года. В июне того же года погиб
на персидской войне Юлиан Отступ-
ник. С его смертью закончились по-