|
|||
22-й день
|
143
|
||
|
|||
мирского ходу» была положена судо-
вая доска, но ее, к изумлению очевид- цев, переломило гробом, вышедшим из земли. Тогда над гробом поставили часовню. Вскоре после этого некоторые
больные, с верой притекавшие к по- мощи неведомого угодника Божия, получили исцеление. Отдельные слу- чаи исцелений были засвидетельство- ваны письменно. Так, например, 25 января 1652 года мангазейский стре- лец Тимофей Сечеников пришел к местному воеводе Степану Карсако- ву и рассказал ему, что видел во сне угодника Божия, который открылся ему как новоявленный чудотворец Мангазейский, тот, над гробом кото- рого ставят новую часовню. Тимофей, давший обет пожертвовать на часов- ню, если у него исцелится больная рука, был тотчас исцелен. Дошедшие до нас списки Жития
святого Василия Мангазейского (XVII?ХГХ вв.) сообщают об обиль- ных чудотворениях, совершенных по молитвам к нему: святой Василий помогал заблудившимся путникам и охотникам, исцелял расслабления, слепоту и другие недуги, сохранял малодушных от самоубийства. В фев- рале 1653 года через видение манга- зейскому охотнику Григорию Карата- еву открылось имя новоявленного чудотворца. В том же году воевода Степан Карсаков послал архиеписко- пу Тобольскому Симеону (1651? 1664) списки чудес святого Василия. Архиепископ Симеон препроводил эти списки в Москву князю А. Н. Трубецкому, ведавшему Си- бирским приказом. Списки были пе- реданы царю, но сопроводительное письмо архиепископа сдано в архив, и дело о канонизации святого Васи- лия не получило хода. В августе 1659 года по благослове-
нию архиепископа Симеона в Манга- зею приехал диакон Богоявленского храма в Тобольске Иван Семенов. В присутствии мангазейского воеводы СВ. Ларионова и двух местных свя- щенников Димитрия и Луки было произведено освидетельствование мо- щей святого Василия. В 1670 году строитель Троицкого
Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил с крестным ходом перенесе- ние мощей святого Василия из Ман- |
газеи в свою обитель. Мангазею через
2 года после этого покинули послед- ние жители, а в Туруханске почита- ние святого Василия еще более усили- лось. («Мангазеей» ныне называют обширную территорию Тюменского Севера и Красноярского края.) Летом 1719 года в Туруханск
прибыл митрополит Сибирский и То- больский Филофей (Лещинский; 1702?1711, вторично 1715?1721). По его распоряжению мощи святого Василия были перенесены из старого и тесного храма во Имя Пресвятой Троицы в новый просторный храм в честь Благовещения Пресвятой Бого- родицы. В западной стороне храма, против раки с мощами святого Васи- лия, был поставлен его образ, напи- санный послушником Тобольского митрополита Павла (1678?1692) иконописцем Лукой, спасенным свя- тым Василием от потопления в 1679 году. Митрополит Филофей произвел освидетельствование мощей святого Василия и написал в похвалу ему канон. За годы правления митропо- лита Филофея было составлено нес- колько списков Жития святого Васи- лия и три службы ему. При следующем митрополите Си-
бирском и Тобольском Антонии (Ста- ховском; 1721 ?1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской огра- ды; над этим местом устроили часов- ню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил пере- нес его во вновь построенный камен- ный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил осо- бое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практи- чески не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского не- мало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгу- сы, эвенки и юраки молились свято- му как покровителю охотников. В конце 1802 года?начале 1803
года Туруханский край охватила эпи- демия. Жители Туруханска усмотре- ли причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из |
||
|
|||