22-й день
143
мирского ходу» была положена судо-
вая доска, но ее, к изумлению очевид-
цев, переломило гробом, вышедшим
из земли. Тогда над гробом поставили
часовню.
Вскоре после этого некоторые
больные, с верой притекавшие к по-
мощи неведомого угодника Божия,
получили исцеление. Отдельные слу-
чаи исцелений были засвидетельство-
ваны письменно. Так, например, 25
января 1652 года мангазейский стре-
лец Тимофей Сечеников пришел к
местному воеводе Степану Карсако-
ву и рассказал ему, что видел во сне
угодника Божия, который открылся
ему как новоявленный чудотворец
Мангазейский, тот, над гробом кото-
рого ставят новую часовню. Тимофей,
давший обет пожертвовать на часов-
ню, если у него исцелится больная
рука, был тотчас исцелен.
Дошедшие до нас списки Жития
святого Василия Мангазейского
(XVII?ХГХ вв.) сообщают об обиль-
ных чудотворениях, совершенных по
молитвам к нему: святой Василий
помогал заблудившимся путникам и
охотникам, исцелял расслабления,
слепоту и другие недуги, сохранял
малодушных от самоубийства. В фев-
рале 1653 года через видение манга-
зейскому охотнику Григорию Карата-
еву открылось имя новоявленного
чудотворца. В том же году воевода
Степан Карсаков послал архиеписко-
пу Тобольскому Симеону (1651?
1664) списки чудес святого Василия.
Архиепископ Симеон препроводил
эти списки в Москву князю
А. Н. Трубецкому, ведавшему Си-
бирским приказом. Списки были пе-
реданы царю, но сопроводительное
письмо архиепископа сдано в архив,
и дело о канонизации святого Васи-
лия не получило хода.
В августе 1659 года по благослове-
нию архиепископа Симеона в Манга-
зею приехал диакон Богоявленского
храма в Тобольске Иван Семенов. В
присутствии мангазейского воеводы
СВ. Ларионова и двух местных свя-
щенников Димитрия и Луки было
произведено освидетельствование мо-
щей святого Василия.
В 1670 году строитель Троицкого
Туруханского монастыря иеромонах
Тихон после бывшего ему видения
совершил с крестным ходом перенесе-
ние мощей святого Василия из Ман-
газеи в свою обитель. Мангазею через
2 года после этого покинули послед-
ние жители, а в Туруханске почита-
ние святого Василия еще более усили-
лось. («Мангазеей» ныне называют
обширную территорию Тюменского
Севера и Красноярского края.)
Летом 1719 года в Туруханск
прибыл митрополит Сибирский и То-
больский Филофей (Лещинский;
1702?1711, вторично 1715?1721).
По его распоряжению мощи святого
Василия были перенесены из старого
и тесного храма во Имя Пресвятой
Троицы в новый просторный храм в
честь Благовещения Пресвятой Бого-
родицы. В западной стороне храма,
против раки с мощами святого Васи-
лия, был поставлен его образ, напи-
санный послушником Тобольского
митрополита Павла (1678?1692)
иконописцем Лукой, спасенным свя-
тым Василием от потопления в 1679
году. Митрополит Филофей произвел
освидетельствование мощей святого
Василия и написал в похвалу ему
канон. За годы правления митропо-
лита Филофея было составлено нес-
колько списков Жития святого Васи-
лия и три службы ему.
При следующем митрополите Си-
бирском и Тобольском Антонии (Ста-
ховском; 1721 ?1740) мощи святого
Василия были сокрыты под спудом, в
земле, в пределах монастырской огра-
ды; над этим местом устроили часов-
ню. В 1788 году гроб святого вновь
показался из земли наружу. Игумен
Троицкого монастыря Михаил пере-
нес его во вновь построенный камен-
ный храм в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы и устроил осо-
бое надгробие. Все это время местное
почитание святого Василия практи-
чески не прекращалось: верующий
народ по-прежнему прибегал к его
молитвенному предстательству и по
вере своей получал облегчение в
болезнях и исцеления. Почитание
святого Василия Мангазейского не-
мало способствовало обращению из
язычества в Православие различных
местных народностей Севера: тунгу-
сы, эвенки и юраки молились свято-
му как покровителю охотников.
В конце 1802 года?начале 1803
года Туруханский край охватила эпи-
демия. Жители Туруханска усмотре-
ли причину бедствия в том, что
иконы святого Василия вынесены из