144
Месяц март
Троицкого монастыря, мощи его на-
ходятся под спудом, а службы в его
честь прекращены. Архиепископ То-
больский Амвросий (1806?1822)
предписал игумену Туруханского
Троицкого монастыря внести в собор-
ный храм образ святого Василия и не
чинить препятствий к его почитанию.
В 1907 году по благословению
Святейшего Синода было отпечатано
цветное литографическое изображе-
ние святого Василия Мангазеиского.
На иконах святого Василия изобра-
жают «лицем млада, мала возрастом,
образом священнолепна, очи имуща
светлы, взирающе прелюбезне, власы
же главы его русы». Среди жителей
Туруханска сохранилось предание,
что несколько десятилетий назад свя-
той Василий явился во сне одному
благочестивому эвенку и повелел ему
взять из монастырского храма святые
мощи и сокрыть их в тайге, что и
было исполнено.
Память святому Василию Манга-
зейскому совершалась первоначаль-
но 6 июля, в день явления из земных
недр его мощей; 10 мая совершалось
торжество перенесения мощей свято-
го из Мангазеи в Туруханск. 22 марта
является днем особого празднования
памяти святого Василия Мангазеи-
ского, тезоименитого прославляемому
в этот день Церковью священномуче-
нику Василию Анкирскому (НУ в.).
Литература: Житие Василия
Мангазеиского и повествование о
начале Туруханского Троицкого мо-
настыря. Под ред. П. Е. Островских.
СПб., 1910; Н. Абрамов. Блажен-
ный мученик Василий Мангазей-
ский.? «Странник». СПб., 1866,
¦ 12; Н. Н. Ог л об лин. Мангазей-
ский чудотворец Василий. М., 1890;
Е. К. Ромодановская. Легенда о
Василии Мангазейском и Турухан-
ская литературная традиция.? В сб.:
«Вопросы истории Сибири досовет-
ского периода». Новосибирск, 1973;
Протодиакон Борис Пивоваров.
Святой праведный Василий Манга-
зейский.?Журнал Московской Пат-
риархии, 1977, ¦ 11, с. 59?68.
в
ГбЙЖЕ
ДЕНЬ
Преподобномученика Евфймия
Константинопольскаго
(Службу зри 1 мая)
Тропарь, глас 4:
П остнически предподвизався на горе,/ умная
врагов ополчения всеоружием креста погубил
еси, всеблаженне, / паки же ко страдальчеству
мужески облеклся еси,/ убив Копронйма мечем
веры/ и обоих ради венчался еси от Бога,/
преподобномучениче Бвфймие приснопамятне.
Кондак, глас 2:
Я ко постника благочестна и искусна/ и стра-
дальца произволением честна,/ и пустыни
жителя сообразна, / в песнех достойно восхвалим
Евфймия приснохвальнаго: / той бо змия попрал
есть.