24 -и день
167
Послан Гавриил возвестить всемир-
ное спасение. Послан Гавриил прине-
сти рукописание об освобождении
Адаму. Послан Гавриил к Деве, да
изменит бесславие жены в честь.
Послан Гавриил приготовить достой-
ное жилище чистому Жениху. Послан
Гавриил обручить творение с Твор-
цом. Послан Гавриил к одушевленно-
му чертогу Царя Ангелов. Послан
Гавриил к Деве, хотя обрученной
Иосифу, но блюдом ой для Иисуса
Сына Божия. Послан раб бестелес-
ный к Деве нескверной. Послан не-
причастный греху к беспорочной.
Послан светильник предвозвестить
Солнце Правды. Послан утренний
свет быть предтечею Света дня. Пос-
лан Гавриил возвестить о пребыва-
ющем в недре Отца и в ложеснах
Матери. Послан Гавриил указать То-
го, Кто на Престоле и в вертепе.
Послан воин открыть тайну Вели-
кого Царя, разумеваемую верою и
недоступную любопытству; тайну
достопоклоняемую и неизследимую;
тайну, усвояемую благословствую-
щим, а не измеряемую простым умом.
В шестый месяц послан бысть
Гавриил к Деве.
В какой шестой
месяц? В тот, в который Елисавета
приняла радостную весть, в который
зачала Иоанна. Откуда это видно?
Это изъясняет сам Архангел, говоря с
Девою. Се Елисавет,? говорит он,?
южика Твоя, и та зачат сына в
старости своей; и сей месяц шес-
тый есть ей, нарицаемей неплоды
(Лк. 1, 36); поэтому в шестый месяц по
зачатии Иоанна. Воин и оруженосец
должен был предшествовать (своему
Вождю) и слуге надлежало предва-
рить пришествие своего Владыки.
В месяц шестый послан Ангел
Гавриил к Деве, обрученней муже-
ви,
?обрученной, но несопряженной;
обрученной, но сохраненной. Для че-
го обрученной? Для того, чтобы враг
не тотчас уведал тайну. Что чрез
Деву имел придти Царь,? это знал
лукавый, потому что и он слышал
слова Исайи: се Дева во чреве зачнет
и родит Сына;
поэтому постоянно
наблюдал изречение о Деве, чтобы
устроить бесславие в то время, когда
надлежало исполниться этому таин-
ству. Посему Владыка, чтобы со-
крыть это от лукавого, пришел чрез
обрученную: так как обрученная по-
том была вручена жениху.
В шестый месяц послан Гавриил
к Деве, обрученней мужеви, емуже
имя Иосиф.
Послушай, что об этом
муже и об этой Деве говорит Пророк:
дастся книга сия запечатленная
человеку, ведущему Писания
(Ис. 29,
11). Что же это за книга запечатлен-
ная, если, без сомнения, не Прене-
порочная Дева? Кем она дается? ?
Очевидно,священниками. Какому че-
ловеку? ? Древоделу Иосифу. Свя-
щенники, обручив Марию целомуд-
ренному Иосифу, вверили ему Ее в
ожидании времени брака; а Иосиф,
приняв Ее, имел сохранить Деву в
чистоте, как задолго предсказал Про-
рок: дастся книга сия запечатлен-
ная человеку, ведущему Писания, и
речет: не могу прочести.
Почему же
ты, Иосиф, не можешь? Не могу,?
говорит он,? прочести: запечатлена
бо. Для
кого же хранится она? Блю-
дется для Творца всяческих в жили-
ще. Но возвратимся к своему пред-
мету.
В шестый месяц послан бысть
Гавриил к Деве,
получив такие пове-
ления (от Бога): «иди, Архангел, и
будь слугою страшного и сокровенно-
го таинства: послужи чуду. Движи-
мый милосердием, Я спешу сойти для
взыскания заблудшего Адама. Грех
обезобразил созданного по образу Мо-
ему, повредил творение рук Моих,
помрачил красоту, Мною созданную.
Волк пожирает Мою юницу; жилище
рая пусто; древо жизни охраняется
пламенным оружием; место сладости
заключено: хочу помиловать бедству-
ющего и связать врага. Но Я хочу
сокрыть таинство от всех Сил Небес-
ных и тебе одному вверяю его. Иди к
Деве Марии; иди к одушевленному
граду, о коем сказал Пророк: преслав-
ная глаголашася о тебе, граде Бо-
жий
Шс. 86, 3). Иди к словесному
Моему раю; иди ко вратам востока;
иди к жилищу, достойному Меня ?
Слова; иди ко второму на земле небу;
иди к легкому облаку и возвести ему
дождь Моего пришествия; иди к свя-
тилищу для Меня предуготованному;
иди ко храму Моего воплощения; иди
к чистому чертогу Моего по плоти
рождения. Поведай во уши разумного
ковчега, да отверзает Мне входы
слуха. Но не устраши и не смути
души Девы. Предстань тихо пред
святилищем и прежде всего возвести
ей радость; скажи Марии: радуйся,