170
Месяц март
Кондак, глас 3:
С вятйи страстотерпцы Стефане и Петре,/ Тро-
ицы поборницы преизряднейшии, / мук тревол-
нения и страшную смерть на вечную жизнь
пременившии/ во граде Казани страдальчество-
вавшии, / ныне же в Небесных чертозех Всецарю
предстоящий, / от всяких нас грехопадений изба-
вити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных
утверждение.
Святые мученики Стефан и
Петр Казанские были родом из
татар; уверовав в Господа, они приня-
ли Святое Крещение в 1552 году,
после взятия Казани Иоанном
Грозным,
Святой мученик Стефан, страдав-
ший расслаблением ног в течение 20
лет, получил исцеление и был крещен
протоиереем Тимофеем, который до-
ставил из Москвы в Казань послание
святителя Макария, Митрополита
Московского, войску царя Иоанна
Грозного. Среди новокрещеных та-
тар, обратившихся в Православие в
то время, был и святой мученик Петр.
После удаления русского войска
из Казани оставленный в Казани
наместником хан Ших-Алеб вынуж-
ден был бежать в Свияжск; многие из
русских торговых и военных людей не
успели покинуть город и подверг-
лись избиению татарами.
Святой мученик Стефан за твер-
дость в христианской вере был изруб-
лен на части; тело его разметали, а
дом разграбили.
Святого мученика Петра, после
ухода русских, родные взяли в свой
дом и пытались склонить его к отре-
чению от христианства. Они называ-
ли его прежним мусульманским име-
нем, но на все уговоры святой Петр
продолжал твердо исповедовать веру
в Христа Спасителя и отвечал: «Во
Святом Крещении дано мне имя
Петр, а не то, каким вы меня называ-
ете».
Убедившись в его непоколебимой
верности Православию, семья выдала
его на истязания.
Святой Петр принял мучениче-
скую кончину, оставшись христиани-
ном, до последней минуты взывая:
«Христианин есмь». Он был погребен
в Казани, на месте, где находилась
древняя церковь в честь Воскресения
Христова, что на Житном торгу.
Через некоторое время после му-
ченической кончины святых исповед-
ников Стефана и Петра в Казани
началось их почитание, выразивше-
еся в совершении заупокойных мо-
литв. В 1592 году святитель Казан-
ский Гермоген (впоследствии Патри-
арх Московский и всея Руси) обратил-
ся к Патриарху Иову с прошением о
занесении в повседневный синодик
имен святых мучеников и получил
соответствующее разрешение.
Впоследствии, когда мученики
Стефан и Петр были канонизова-
ны, память их была установлена 24
марта. В «Иконописном подлиннике»
образ святых описывается под 24
марта: «Стефан подобием стар, сед,
брада долга, ризы простые, мучени-
ческие. Петр подобием стар, сед,
брада, аки Николина, ризы мучени-
ческие, простые».
Литература: Е. Е. Голубин-
ский. История канонизации святых
в Русской Церкви. М., 1903, с. 272;
Н. П. Барсуков. Источники рус-
ской агиографии. СПб., 1882, стлб.
542; А. С. Трубачев (ныне иеромо-
нах Андроник). Казанские святые
Петр и Стефан. К 425-летию со дня
мученической кончины.? Журнал
Московской Патриархии, 1977, ¦ 8,
с. 79?80.