|
|||
170
|
Месяц март
|
||
|
|||
Кондак, глас 3:
С
вятйи страстотерпцы Стефане и Петре,/ Тро-
ицы поборницы преизряднейшии, / мук тревол- нения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчество- вавшии, / ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящий, / от всяких нас грехопадений изба- вити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение. |
|||
|
|||
Святые мученики Стефан и
Петр Казанские были родом из татар; уверовав в Господа, они приня- ли Святое Крещение в 1552 году, после взятия Казани Иоанном Грозным, Святой мученик Стефан, страдав-
ший расслаблением ног в течение 20 лет, получил исцеление и был крещен протоиереем Тимофеем, который до- ставил из Москвы в Казань послание святителя Макария, Митрополита Московского, войску царя Иоанна Грозного. Среди новокрещеных та- тар, обратившихся в Православие в то время, был и святой мученик Петр. После удаления русского войска
из Казани оставленный в Казани наместником хан Ших-Алеб вынуж- ден был бежать в Свияжск; многие из русских торговых и военных людей не успели покинуть город и подверг- лись избиению татарами. Святой мученик Стефан за твер-
дость в христианской вере был изруб- лен на части; тело его разметали, а дом разграбили. Святого мученика Петра, после
ухода русских, родные взяли в свой дом и пытались склонить его к отре- чению от христианства. Они называ- ли его прежним мусульманским име- нем, но на все уговоры святой Петр продолжал твердо исповедовать веру в Христа Спасителя и отвечал: «Во Святом Крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называ- ете». Убедившись в его непоколебимой
верности Православию, семья выдала его на истязания. |
Святой Петр принял мучениче-
скую кончину, оставшись христиани- ном, до последней минуты взывая: «Христианин есмь». Он был погребен в Казани, на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу. Через некоторое время после му-
ченической кончины святых исповед- ников Стефана и Петра в Казани началось их почитание, выразивше- еся в совершении заупокойных мо- литв. В 1592 году святитель Казан- ский Гермоген (впоследствии Патри- арх Московский и всея Руси) обратил- ся к Патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен святых мучеников и получил соответствующее разрешение. Впоследствии, когда мученики
Стефан и Петр были канонизова- ны, память их была установлена 24 марта. В «Иконописном подлиннике» образ святых описывается под 24 марта: «Стефан подобием стар, сед, брада долга, ризы простые, мучени- ческие. Петр подобием стар, сед, брада, аки Николина, ризы мучени- ческие, простые». Литература: Е. Е. Голубин-
ский. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903, с. 272; Н. П. Барсуков. Источники рус- ской агиографии. СПб., 1882, стлб. 542; А. С. Трубачев (ныне иеромо- нах Андроник). Казанские святые Петр и Стефан. К 425-летию со дня мученической кончины.? Журнал Московской Патриархии, 1977, ¦ 8, с. 79?80. |
||
|
|||