26-й день
216
Примечание епископа Афанасия
(Сахарова)
Канон Благовещению?исклю-
чительный по своему изложению.
Он составлен в виде трогательного
диалога между небесным благове-
стником?Ангелом и смиренной Де-
вой, имеющей стать Богородицей.
Соответственно такой форме канона и
исполнение его должно быть диалоги-
ческое, читать его следует двум чте-
цам, стоящим на правом и левом
клиросах или по сторонам царских
врат на солее. А чтобы рельефнее
представить умилительную беседу
Ангела с Богородицею, следует, во-
первых, тропари, против которых на
поле стоит напечатанное киноварию
«Ангел» (в данном издании?«Ангел
возопи»), предварять словами: «Ангел
возопи», а те, против которых стоит
«Богородица» (в данном издании?
«Богородица рече»), предварять сло-
вами «Богородица рече», впрочем, за
исключением тропарей 8-й песни, где
таких добавлений делать не следует,
так как соответствующие выражения
имеются в тексте тропарей этой песни.
Во-вторых, припев к тропарям
Благовещенского канона: «Пресвятая
Богородице, спаси нас», будет соответ-
ственнее произносить третьему чтецу
или еще лучше петь их по клиросам. А
ради единообразия следует также
петь и припевы к тропарям положен-
ных канонов. При строгом исполне-
нии Устава припевы к тропарям
канонов следовало бы петь на соответ-
ствующие гласы.
В каноне Благовещения в песнях
1-й и с 3-й по 7-ю всего по 4 тропаря и в
8-й и в 9-й по 5, в то время, как по
Уставу при совпадении Благовеще-
ния с воскресным днем тропари празд-
ника должно петь или читать на 6, а в
будничные дни в тех песнях, где нет
трипеснца Триоди, их должно петь
или читать на 12. Одно из основных
требований церковного Устава в отно-
шении тропарей канона, как и в
отношении стихир и других песнопе-
ний, состоит в том, что, если в службе
песнопений меньше, чем на сколько
их должно исполнить, то нельзя,
пропев или прочитав все по однажды,
начать снова с первого весь ряд их и
так повторять, пока не завершится
назначенное Уставом число, но следу-
ет заранее рассчитать, сколько раз
каждое песнопение должно быть пов-
торено и, только пропев или прочитав
каждое песнопение положенное число
раз, переходить к следующему. Песно-
пение, исполненное соответствующее
число раз, не может быть более
повторяемо в том же ряду, если не
будет на это нарочитых указаний
Устава. Таким образом, если, напри-
мер, при 4-х песнопениях их нужно
исполнить на 6, то нельзя сначала
исполнить все песнопения по однаж-
ды, а потом снова повторить еще раз
1-е и за ним 2-е, но должно сначала 1-е
песнопение исполнить дважды, потом
также дважды 2-е песнопение и затем
по однажды 3-е и 4-е.
От этого строго соблюдаемого пра-
вила может быть сделано отступление
при чтении Благовещенского канона
ради того, чтобы не нарушить его
диалогическую форму, и чтецам
должно следить за тем, чтобы одни и
те же слова Богоматери или Арханге-
ла не повторялись дважды подряд.
Только в 8-й песни канона, когда
оканчивается диалог между Богома-
терию и Архангелом, последний тро-
парь? слова Богоматери, исповеда-
ющей теперь, что все сомнения Ее
разрешились, что Она видит теперь в
Своем собеседнике «истины вещате-
ля» и потому спокойно со смирением
предается в волю Божию: «по глаголу
твоему буди Мне»,? этот тропарь
может быть прочитан подряд два
раза, и второй чтец, все время произ-
носивший только слова Архангела, на
этот раз произносит слова Богомате-
ри, как бы от лица того же Архангела,
исполнившего Божие повеление и
теперь в священном восторге повторя-
ющего последнюю фразу Богоматери,
как заключение, как итог всей беседы.
Обычно там, где строго соблюдают-
ся церковные традиции, первый лик
Начинает в каноне всегда нечетные
песни (1, 3, 5, 7, 9), а второй лик
четные (2, когда она бывает, 4, 6, 8).
Соответственно должны поступать и
чтецы канона, если при антифонном
исполнении его их будет два. Но в
праздник Благовещения, ради того,
чтобы слова Богоматери не пришлось
читать то первому чтецу, то второму,
соответственнее будет, чтобы все пес-
ни?и четные, и нечетные начинал
пением только первый лик, а чтени-
ем?только первый чтец.