|
|||
26-й день
|
216
|
||
|
|||
Примечание епископа Афанасия
(Сахарова) Канон Благовещению?исклю-
чительный по своему изложению. Он составлен в виде трогательного диалога между небесным благове- стником?Ангелом и смиренной Де- вой, имеющей стать Богородицей. Соответственно такой форме канона и исполнение его должно быть диалоги- ческое, читать его следует двум чте- цам, стоящим на правом и левом клиросах или по сторонам царских врат на солее. А чтобы рельефнее представить умилительную беседу Ангела с Богородицею, следует, во- первых, тропари, против которых на поле стоит напечатанное киноварию «Ангел» (в данном издании?«Ангел возопи»), предварять словами: «Ангел возопи», а те, против которых стоит «Богородица» (в данном издании? «Богородица рече»), предварять сло- вами «Богородица рече», впрочем, за исключением тропарей 8-й песни, где таких добавлений делать не следует, так как соответствующие выражения имеются в тексте тропарей этой песни. Во-вторых, припев к тропарям
Благовещенского канона: «Пресвятая Богородице, спаси нас», будет соответ- ственнее произносить третьему чтецу или еще лучше петь их по клиросам. А ради единообразия следует также петь и припевы к тропарям положен- ных канонов. При строгом исполне- нии Устава припевы к тропарям канонов следовало бы петь на соответ- ствующие гласы. В каноне Благовещения в песнях
1-й и с 3-й по 7-ю всего по 4 тропаря и в 8-й и в 9-й по 5, в то время, как по Уставу при совпадении Благовеще- ния с воскресным днем тропари празд- ника должно петь или читать на 6, а в будничные дни в тех песнях, где нет трипеснца Триоди, их должно петь или читать на 12. Одно из основных требований церковного Устава в отно- шении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопе- ний, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по однажды, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следу- ет заранее рассчитать, сколько раз |
каждое песнопение должно быть пов-
торено и, только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песно- пение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, напри- мер, при 4-х песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по однаж- ды, а потом снова повторить еще раз 1-е и за ним 2-е, но должно сначала 1-е песнопение исполнить дважды, потом также дважды 2-е песнопение и затем по однажды 3-е и 4-е. От этого строго соблюдаемого пра-
вила может быть сделано отступление при чтении Благовещенского канона ради того, чтобы не нарушить его диалогическую форму, и чтецам должно следить за тем, чтобы одни и те же слова Богоматери или Арханге- ла не повторялись дважды подряд. Только в 8-й песни канона, когда оканчивается диалог между Богома- терию и Архангелом, последний тро- парь? слова Богоматери, исповеда- ющей теперь, что все сомнения Ее разрешились, что Она видит теперь в Своем собеседнике «истины вещате- ля» и потому спокойно со смирением предается в волю Божию: «по глаголу твоему буди Мне»,? этот тропарь может быть прочитан подряд два раза, и второй чтец, все время произ- носивший только слова Архангела, на этот раз произносит слова Богомате- ри, как бы от лица того же Архангела, исполнившего Божие повеление и теперь в священном восторге повторя- ющего последнюю фразу Богоматери, как заключение, как итог всей беседы. Обычно там, где строго соблюдают-
ся церковные традиции, первый лик Начинает в каноне всегда нечетные песни (1, 3, 5, 7, 9), а второй лик четные (2, когда она бывает, 4, 6, 8). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном исполнении его их будет два. Но в праздник Благовещения, ради того, чтобы слова Богоматери не пришлось читать то первому чтецу, то второму, соответственнее будет, чтобы все пес- ни?и четные, и нечетные начинал пением только первый лик, а чтени- ем?только первый чтец. |
||
|
|||