25-й день
217
продолжала ту же жизнь, которую
проводила в храме. Святые отцы
Церкви?Афанасий Великий, Васи-
лий Великий, Иоанн Дамаскин ука-
зывают, что под видом супружества
Господь оградил Пресвятую Деву Ма-
рию от злобы врага рода человеческо-
го диавола, скрыв от него таким
образом, что Она?Та Самая Благо-
словенная Дева, о Которой сказал
пророк Исайя: «Се, Дева во чреве
приимет
и родит Сына и нарекут
имя Ему Еммануил, что значит с
нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).
Пребывая в доме Своего Обручника
старца Иосифа, Пресвятая Дева Ма-
рия однажды читала Книгу пророка
Исайи и размышляла о величии Той,
Которая удостоится быть Матерью
Бога. Всем сердцем Святая Мария
хотела увидеть Избранницу Божшо и
в глубоком смирении желала быть
последней Ее служанкой. В тот благо-
словенный день начала человеческо-
го спасения, ставший днем воплоще-
ния Бога Слова, Пресвятой Деве Ма-
рии с небес явился посланный Бо-
гом Архангел Гавриил и приветство-
вал Ее словами: ««Радуйся, Благо-
датная, Господь с Тобою; благословен-
на Ты между женами». Она же, уви-
дев его, смутилась от слов его и раз-
мышляла, что значит это привет-
ствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария,
ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот,
зачнешь во чреве, и родишь Сына, и
наречешь Ему имя Иисус. Он будет
велик, и наречется Сыном Всевыш-
него и даст Ему Господь Бог престол
Давида, отца Его; и будет царство-
вать над домом Иакова во веки, и
Царству Его не будет конца.? Мария
же сказала Ангелу: как будет это,
когда Я мужа не знаю? Ангел сказал
Ей в ответ: Дух Святый найдет на
Тебя, и Сила Всевышнего осенит
Тебя; посему и рождаемое Святое
наречется Сыном Божиим... Тогда
Мария сказала: Се, Раба Господня; да
будет Мне по слову твоему. И отошел
от Нее Ангел» (Лк. 1, 28 ? 38). Непо-
колебимая, глубокая вера Пресвятой
Девы Марии и столь же глубокое Ее
смирение, соединенное с пламенной
любовью к Богу и преданностью Его
Святой воле, явились той благодатной
Нивой (сравнение, взятое из Акафи-
ста Благовещению, икос 3), в недрах
которой возник Благословенный
Плод?Богочеловек Иисус Христос,
Агнец Божий, взявший на Себя грехи
всего мира. Так как от времени
бессеменного зачатия Сына Божия
полагается начало спасения рода че-
ловеческого, то Церковь в день Благо-
вещения неоднократно возглашает:
«днесь спасения нашего главизна и
еже от века таинства явление...»
(тропарь). День Благовещения явля-
ется и днем воплощения Спасителя:
от 25 марта до 25 декабря, когда
празднуется Рождество Христово, ров-
но девять месяцев. Святая Церковь в
праздник Благовещения вспоминает
это дивное и непостижимое умами
смертных Таинство. Всемогущий
Бог великим Таинством Своего воп-
лощения от Пресвятой Девы Марии
приходит в мир, чтобы взять на
Себя тяжесть грехов всего рода чело-
веческого; Сын Божий становится
Сыном Человеческим, воспринимает
человеческую природу, чтобы Своим
воплощением, искупительными стра-
даниями и Воскресением обновить и
обожить ее. Бесконечная любовь Гос-
пода к Своему созданию явилась в
Его Божественном истощании, без
которого прародительский грех и не-
исчислимые грехи последующих по-
колений неминуемо привели бы к
гибели в вечности всех людей. Благо-
даря Боговоплощению каждому хри-
стианину, верующему в Господа и
стремящемуся жить по Его запове-
дям, дарована возможность вечного
блаженства в Царстве Небесном. В
лице Пресвятой Богородицы христи-
ане обрели милосердную Мать, За-
ступницу, Помощницу и Ходатаицу
за них перед Божественным Ее
Сыном.
Торжественное церковное почита-
ние дня Благовещения началось не
позднее IV века, о чем имеются
свидетельства в творениях святите-
лей Афанасия Великого и Иоанна
Златоуста. Но иконы, изображающие
это событие, появились в Церкви
христианской уже во II веке, еще в
Римских катакомбах, например, на
стене усыпальницы святой Прискил-
лы.
В Русской Православной Церкви
на иконах Благовещения изображе-
ны Архангел Гавриил (обычно с
крыльями и нимбом вокруг главы, а
иногда с тороцами в ушах), предсто-
ящий (прямо или коленопреклонен-