|
|||
278
|
Месяц март
|
||
|
|||
ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподоб-
ный отцы наши Марко, И оно и Корнйлие, / верных удобрение. |
|||
|
|||
Преподобные Марк, Иона и
Васса почитаются как родоначаль- ники Псково-Печерского монастыря, в котором подвизался преподобный мученик Корнилий (1"1570; память 20 февраля). Точно неизвестно, когда посели-
лись первые монахи-отшельники при ручье Каменце в пещерах горы, которую местные жители называли «святой горой». Монастырская лето- пись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска,по прозвищу Селиши: «Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благо- уханием фимиама». Из первых старцев Псково-
Печерской обители по имени изве- стен лишь один Марк. О нем свиде- тельствуется: «В начале прежде не- кий старец живяше на потоце Камен- це при пещере, егоже неции ловцы вндяху у триех камений, лежащих над церковию Пресвятой Богородицы пещерною; но о сем известно не могохом обрести, каков бяше старец, и коего рода, или како и откуду в сие место прииде, и колико время пожи- ве, и како скончася». Второй игумен Печерской обители внес имя старца Марка в монастырский синодик. Пре- подобный игумен Корнилий (память 20 февраля) усомнился в верности этой записи и велел изгладить его имя из синодика. Внезапно он тяжело заболел и получил откровение, что наказан за то, что приказал вычер- кнуть имя преподобного Марка из монастырского диптиха. Испросив прощение слезной молитвой у гроба старца Марка, игумен Корнилий вос- становил его святое имя. Когда была выкопана пещерная церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Доро- фей нашел гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невре- димыми. В 1472 году крестьянин Иван
Дементьев рубил лес на обрыве горы. Одно из срубленных деревьев покати- |
лось вниз, сдирая землю и увлекая за
собой другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». (Есть предание о том, что некий юродивый монах Варлаам часто при- ходил к пещере и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесно восстанав- ливалась.) На это святое место, намоленное
первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу «Ше- стник» ? переселенец. Он был родом из «Московский страны» и священ- ствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, поставленной от пскович» во имя Святителя Нико- лая и великомученика Георгия, вме- сте со священником Исидором, духов- но окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследо- ваний немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего това- рища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную Богом да- рованную пещеру, чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия. Вскоре заболела его жена и, при-
няв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене «Богом зданной пещеры», но ночью ее гроб был «изставлен из земли невидимою Божиею силою». Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полно- стью совершили чин отпевания, вто- рично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось «на верху земли». Тогда стало ясно, что это?знамение Божие. Гроб пре- подобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Иона и стал подвизаться еще усерднее. Собственноручно ископав пещер-
ную церковь и две келлии на столбах, он стал просить священников Псков- |
||
|
|||