278
Месяц март
ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподоб-
ный отцы наши Марко, И оно и Корнйлие, / верных
удобрение.
Преподобные Марк, Иона и
Васса почитаются как родоначаль-
ники Псково-Печерского монастыря,
в котором подвизался преподобный
мученик Корнилий (1"1570; память
20 февраля).
Точно неизвестно, когда посели-
лись первые монахи-отшельники при
ручье Каменце в пещерах горы,
которую местные жители называли
«святой горой». Монастырская лето-
пись передает рассказ очевидцев,
звероловов из Изборска,по прозвищу
Селиши: «Раз случайно пришли мы с
отцом на край горы, где ныне церковь
Богородицы, и слышим как будто
церковное пение; пели стройно,
благоговейно, а певцов не видно
было, и воздух наполнен был благо-
уханием фимиама».
Из первых старцев Псково-
Печерской обители по имени изве-
стен лишь один Марк. О нем свиде-
тельствуется: «В начале прежде не-
кий старец живяше на потоце Камен-
це при пещере, егоже неции ловцы
вндяху у триех камений, лежащих
над церковию Пресвятой Богородицы
пещерною; но о сем известно не
могохом обрести, каков бяше старец,
и коего рода, или како и откуду в сие
место прииде, и колико время пожи-
ве, и како скончася». Второй игумен
Печерской обители внес имя старца
Марка в монастырский синодик. Пре-
подобный игумен Корнилий (память
20 февраля) усомнился в верности
этой записи и велел изгладить его
имя из синодика. Внезапно он тяжело
заболел и получил откровение, что
наказан за то, что приказал вычер-
кнуть имя преподобного Марка из
монастырского диптиха. Испросив
прощение слезной молитвой у гроба
старца Марка, игумен Корнилий вос-
становил его святое имя. Когда была
выкопана пещерная церковь Успения
Пресвятой Богородицы и расширены
погребальные пещеры, игумен Доро-
фей нашел гроб преподобного Марка
истлевшим, а мощи и одежду невре-
димыми.
В 1472 году крестьянин Иван
Дементьев рубил лес на обрыве горы.
Одно из срубленных деревьев покати-
лось вниз, сдирая землю и увлекая за
собой другие деревья. Обвал открыл
вход в пещеру, над которой была
надпись: «Богом зданная пещера».
(Есть предание о том, что некий
юродивый монах Варлаам часто при-
ходил к пещере и стирал эту надпись,
но она всякий раз чудесно восстанав-
ливалась.)
На это святое место, намоленное
первыми подвижниками, пришел
священник Иоанн по прозвищу «Ше-
стник» ? переселенец. Он был родом
из «Московский страны» и священ-
ствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в
«правоверной церкви, поставленной
от пскович» во имя Святителя Нико-
лая и великомученика Георгия, вме-
сте со священником Исидором, духов-
но окормляя живших там русских. В
1470 году отец Иоанн был вынужден
бежать с семьей в Псков от преследо-
ваний немцев-католиков. Узнав о
мученической кончине своего това-
рища (память священномученика
Исидора 8 января), Иоанн решил
удалиться в новоявленную Богом да-
рованную пещеру, чтобы там, на
самом рубеже с Ливонией, основать
монастырь как оплот Православия.
Вскоре заболела его жена и, при-
няв монашеский постриг с именем
Васса, скончалась. Праведность ее
была засвидетельствована сразу же
после кончины. Ее муж и духовный
отец похоронили преподобную Вассу
в стене «Богом зданной пещеры», но
ночью ее гроб был «изставлен из
земли невидимою Божиею силою».
Отец Иоанн и духовник преподобной
Вассы смутились, решив, что это
произошло оттого, что они не полно-
стью совершили чин отпевания, вто-
рично отпели ее и снова погребли
тело, но наутро оно вновь оказалось
«на верху земли». Тогда стало ясно,
что это?знамение Божие. Гроб пре-
подобной Вассы поставили в пещере с
левой стороны. Потрясенный чудом
Иоанн принял монашество с именем
Иона и стал подвизаться еще
усерднее.
Собственноручно ископав пещер-
ную церковь и две келлии на столбах,
он стал просить священников Псков-