|
|||
292
|
Месяц март
|
||
|
|||
впоследствии Патриарх Антиохий-
ский, святой Григорий (+593; память 20 апреля), настоятель Синайский, также возведенный на Антиохийский патриарший престол, и, наконец, пре- подобный Иоанн Лествичник. Однажды авва Мартирий, взяв с
собою святого Иоанна, пошел к вели- кому Иоанну Савваиту. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку. Авве же Мартирию ног не умывал. Потом, когда его ученик Стефан спросил, почему он так поступил, авва Иоанн Савваит отвечал: «По- верь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синай- ского и умыл ноги игумену». В день пострижения преподобного
Иоанна (а он постригся на двадцатом году своей жизни) авва Стратигий предсказал о нем, что он будет неког- да великим духовным светочем. По смерти старца Мартирия, с
которым преподобный Иоанн прожил 19 лет, он решился вести уединенную жизнь отшельника, избрав для этого пустыню Фола в углублении долины при подножии Синая. Каждую суббо- ту и воскресенье он приходил в храм Синайской обители на богослужение и приобщался Святых Тайн (от его келлии до храма было два часа пути, около восьми верст). Устранившись от мира, святой
Иоанн возлюбил украшенную смире- нием кротость, как начальницу мыс- ленных добродетелей. Достойно удив- ления и то, что, обладая внешней мудростью, он обучался небесной про- стоте, ибо кичливость философии не совмещается со смирением. Чтобы сломить рог кичливости, преподоб- ный Иоанн употреблял различную пищу, позволительную инокам, но в весьма малом количестве. Сна он принимал столько, сколько было необ- ходимо, чтобы ум не повредился от бдения, а прежде сна много молился и сочинял книги. Это упражнение служило ему
единственным средством против уны- ния. Радостью его жизни была непре- станная молитва и пламенная любовь к Богу. Некоторые, подстрекаемые зави-
стью, называли святого Иоанна из- лишне говорливым и пустословом. Тогда преподобный Иоанн уклонился в совершенное безмолвие. Порицате- |
ли же его, увидев, что заградили
источник приснотекущей пользы, превратились в просителей и умоля- ли его оставить безмолвие. Чуждый прекословия, преподобный Иоанн опять начал наставлять братию пра- вилам иноческой жизни. Преподобный Иоанн провел в пу-
стыне сорок лет в неослабных подви- гах поста и молитвы, в богомыслии и созерцании, так что все дивились его высокому духовному преуспеянию. Общим желанием братии он был избран игуменом Синайской обители (в 75-летнем возрасте). Преподобный игумен был и образцом добродетелей, и врачом. Кроме дара чудотворений, он был украшен многими дарами Духа Святого. Вот что он открывает нам в своей книге: «Некоторые боль- ше всего ублажают чудотворения и другие видимые духовные дарова- ния, не зная того, что есть много превосходнейших дарований, кото- рые сокровенны и потому безопасны от падения» (Слово 26, ст. 95). У преподобного Иоанна был уче-
ник по имени Моисей. Исполняя пос- лушание, он однажды переносил зем- лю для удобрения гряд. В полдень, по причине чрезвычайного зноя, лег в тени большого камня и уснул. Гос- подь же, Который ничем не хочет опечалить верных рабов Своих, пре- дупреждает их от угрожающих им бедствий. В то время преподобный Иоанн Лествичник, сидя в келлии и размышляя о Боге, преклонился в тонкий сон. Вдруг он увидел священ- нолепного мужа, который сказал: «Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?» Очнув- шись, преподобньш Иоанн немедлен- но вооружился молитвою за своего ученика. Когда тот вечером возвра- тился, святой Иоанн спросил у него, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Моисей отве- тил: «Огромный камень едва не раз- давил меня, когда я спал под ним в полдень, но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вовремя покинул это опасное место». Так свидетельствует о преподоб-
ном Иоанне первый составитель его жития?раифский монах Даниил, муж честный и добродетельный, сов- ременник преподобного. Около четырех лет пробыл препо-
добный Иоанн игуменом, а затем |
||
|
|||