292
Месяц март
впоследствии Патриарх Антиохий-
ский, святой Григорий (+593; память
20 апреля), настоятель Синайский,
также возведенный на Антиохийский
патриарший престол, и, наконец, пре-
подобный Иоанн Лествичник.
Однажды авва Мартирий, взяв с
собою святого Иоанна, пошел к вели-
кому Иоанну Савваиту. Увидев их,
старец встал, налил воды, умыл ноги
авве Иоанну и облобызал его руку.
Авве же Мартирию ног не умывал.
Потом, когда его ученик Стефан
спросил, почему он так поступил,
авва Иоанн Савваит отвечал: «По-
верь мне, чадо, я не знаю, кто этот
отрок, но я принял игумена Синай-
ского и умыл ноги игумену».
В день пострижения преподобного
Иоанна (а он постригся на двадцатом
году своей жизни) авва Стратигий
предсказал о нем, что он будет неког-
да великим духовным светочем.
По смерти старца Мартирия, с
которым преподобный Иоанн прожил
19 лет, он решился вести уединенную
жизнь отшельника, избрав для этого
пустыню Фола в углублении долины
при подножии Синая. Каждую суббо-
ту и воскресенье он приходил в храм
Синайской обители на богослужение
и приобщался Святых Тайн (от его
келлии до храма было два часа пути,
около восьми верст).
Устранившись от мира, святой
Иоанн возлюбил украшенную смире-
нием кротость, как начальницу мыс-
ленных добродетелей. Достойно удив-
ления и то, что, обладая внешней
мудростью, он обучался небесной про-
стоте, ибо кичливость философии не
совмещается со смирением. Чтобы
сломить рог кичливости, преподоб-
ный Иоанн употреблял различную
пищу, позволительную инокам, но в
весьма малом количестве. Сна он
принимал столько, сколько было необ-
ходимо, чтобы ум не повредился от
бдения, а прежде сна много молился и
сочинял книги.
Это упражнение служило ему
единственным средством против уны-
ния. Радостью его жизни была непре-
станная молитва и пламенная любовь
к Богу.
Некоторые, подстрекаемые зави-
стью, называли святого Иоанна из-
лишне говорливым и пустословом.
Тогда преподобный Иоанн уклонился
в совершенное безмолвие. Порицате-
ли же его, увидев, что заградили
источник приснотекущей пользы,
превратились в просителей и умоля-
ли его оставить безмолвие. Чуждый
прекословия, преподобный Иоанн
опять начал наставлять братию пра-
вилам иноческой жизни.
Преподобный Иоанн провел в пу-
стыне сорок лет в неослабных подви-
гах поста и молитвы, в богомыслии и
созерцании, так что все дивились его
высокому духовному преуспеянию.
Общим желанием братии он был
избран игуменом Синайской обители
(в 75-летнем возрасте). Преподобный
игумен был и образцом добродетелей,
и врачом. Кроме дара чудотворений,
он был украшен многими дарами
Духа Святого. Вот что он открывает
нам в своей книге: «Некоторые боль-
ше всего ублажают чудотворения и
другие видимые духовные дарова-
ния, не зная того, что есть много
превосходнейших дарований, кото-
рые сокровенны и потому безопасны
от падения» (Слово 26, ст. 95).
У преподобного Иоанна был уче-
ник по имени Моисей. Исполняя пос-
лушание, он однажды переносил зем-
лю для удобрения гряд. В полдень, по
причине чрезвычайного зноя, лег в
тени большого камня и уснул. Гос-
подь же, Который ничем не хочет
опечалить верных рабов Своих, пре-
дупреждает их от угрожающих им
бедствий. В то время преподобный
Иоанн Лествичник, сидя в келлии и
размышляя о Боге, преклонился в
тонкий сон. Вдруг он увидел священ-
нолепного мужа, который сказал:
«Иоанн, как ты беспечно спишь,
когда Моисей в опасности?» Очнув-
шись, преподобньш Иоанн немедлен-
но вооружился молитвою за своего
ученика. Когда тот вечером возвра-
тился, святой Иоанн спросил у него,
не случилась ли с ним какая-нибудь
беда или нечаянность? Моисей отве-
тил: «Огромный камень едва не раз-
давил меня, когда я спал под ним в
полдень, но мне показалось, будто ты
зовешь меня, и я вовремя покинул это
опасное место».
Так свидетельствует о преподоб-
ном Иоанне первый составитель его
жития?раифский монах Даниил,
муж честный и добродетельный, сов-
ременник преподобного.
Около четырех лет пробыл препо-
добный Иоанн игуменом, а затем