|
|||
30-й день
|
293
|
||
|
|||
вновь возвратился к уединению и
безмолвию, поставив после себя игу- меном своего брата, старца Георгия. Когда преподобный Иоанн отходил ко Господу (1"649), брат его стоял перед ним и говорил со слезами: «Итак, ты покидаешь меня и отходишь; я же молился, чтобы ты проводил меня в последний путь». Святой Иоанн отве- тил: «Не скорби и не заботься; если буду иметь дерзновение ко Господу, не оставлю тебя провести здесь и один год после меня». Что и сбылось, ибо через девять месяцев старец Георгий отошел ко Господу. По просьбе святого Иоанна, игу-
мена Раифского (память в Сырную субботу), преподобный Иоанн напи- сал замечательный аскетический труд?«Лествицу», в котором рас- крыл 30 степеней духовного вос- хождения к совершенству. Книга на- писана языком простым, чистым и живым, языком, которым выражает- ся чистое сердце, глубоко чувству- ющее каждую мысль. Святой Дух говорил устами преподобного Иоанна Лествичника. Свидетелями этому служат многие из тех, которые спас- лись и доныне спасаются через него. Эта книга стала надежным путеводи- телем для восхождения к Богу, и многие поколения монахов и благоче- стивых мирян черпали из нее настав- ления и руководство в духовной жиз- ни. На «Лествицу» ссылались как на лучшую книгу для спасительного ру- ководства многие святые, воссияв- шие в Православной Церкви? преподобные Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, старец Паисий Величков- ский, старцы Оптиной пустыни и многие. другие. Вот краткое содержание степеней
духовного восхождения *. Слово 1-е. Об отречении от мира.
«Все, усердно оставившие житей-
ское, без сомнения, сделали это или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из люб- ви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное» (1,6). «Твердая вера есть матерь отречения от мира; действие же противного ей само, собой явственно» (26, 187). |
Слово 2-е. О беспристрастии, то
есть отложении попечений и печали о мире. «Непоколебимая надежда есть
дверь беспристрастия...» (26, 188). «Сила любви в надежде; ибо надеж- дою ожидаем воздаяния любви» (30, 28). «Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, то вполне прельщает самого себя» (2, 11). «Беспристрастие к вещам чув- ственным возводит к видению мыс- ленных» (26, 196). Слово 3-е. О странничестве, то
есть уклонении от мира. «Любовь к Богу есть причина
удаления от мира...» (26, 189). «...Но сколь велик и достохвален сей подвиг, столь великого и рассуждения требу- ет; ибо не всякое странничество, предпринимаемое в крайней степени, есть добро» * (3, 2). Слово 4. О блаженном и приснопа-
мятном послушании. «Повиновение рождается от зазре-
ния самого себя и от желания душев- ного здравия» (26, 190). «Как сле- пец?неискусный стрелок, так и уче- ник прекословный погибает» (26, 205). «Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения* и сего для тебя довольно» (4, 75). «... Как деревья, колеблемые ветрами, глубоко в землю пускают корни, так и пребывающие в послушании стяжут крепкие и непо- колебимые души» (4, 124). «От послу- шания рождается смирение, от сми- рения же бесстрастие...» (5, 71). «Удивляться трудам сих святых дело похвальное; ревновать им спаситель- но, а хотеть вдруг сделаться подража- телем их жизни есть дело безрассуд- ное и невозможное» (4» 42). «Будь ревностен, но в душе своей, нисколь- ко не выказывая сего во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким, ни гадательным знаком» (4, 82). «Не буденп>, сын мой, много лет трудиться для приобретения блажен- ного покоя в душе, если сначала от всей души предашь себя терпению бесчестия» (4, 65). «Бели все зависит от навыка и за оным следует, то тем более добродетель, как имеющая ве- ликого содейственника Бога» (4, 64). |
||
|
|||
* Первая цифра в скобках означает номер
слова» вторая?стиха. |
* Или потому, что предпринимается Само-
надеянно и дерзновенно, или выше сил и возможностей. |
||
|
|||