30-й день
293
вновь возвратился к уединению и
безмолвию, поставив после себя игу-
меном своего брата, старца Георгия.
Когда преподобный Иоанн отходил ко
Господу (1"649), брат его стоял перед
ним и говорил со слезами: «Итак, ты
покидаешь меня и отходишь; я же
молился, чтобы ты проводил меня в
последний путь». Святой Иоанн отве-
тил: «Не скорби и не заботься; если
буду иметь дерзновение ко Господу,
не оставлю тебя провести здесь и один
год после меня». Что и сбылось, ибо
через девять месяцев старец Георгий
отошел ко Господу.
По просьбе святого Иоанна, игу-
мена Раифского (память в Сырную
субботу), преподобный Иоанн напи-
сал замечательный аскетический
труд?«Лествицу», в котором рас-
крыл 30 степеней духовного вос-
хождения к совершенству. Книга на-
писана языком простым, чистым и
живым, языком, которым выражает-
ся чистое сердце, глубоко чувству-
ющее каждую мысль. Святой Дух
говорил устами преподобного Иоанна
Лествичника. Свидетелями этому
служат многие из тех, которые спас-
лись и доныне спасаются через него.
Эта книга стала надежным путеводи-
телем для восхождения к Богу, и
многие поколения монахов и благоче-
стивых мирян черпали из нее настав-
ления и руководство в духовной жиз-
ни. На «Лествицу» ссылались как на
лучшую книгу для спасительного ру-
ководства многие святые, воссияв-
шие в Православной Церкви?
преподобные Феодор Студит, Сергий
Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил
Сорский, старец Паисий Величков-
ский, старцы Оптиной пустыни и
многие. другие.
Вот краткое содержание степеней
духовного восхождения *.
Слово 1-е. Об отречении от мира.
«Все, усердно оставившие житей-
ское, без сомнения, сделали это или
ради будущего царствия, или по
множеству грехов своих, или из люб-
ви к Богу. Если же они не имели ни
одного из сих намерений, то удаление
их из мира было безрассудное» (1,6).
«Твердая вера есть матерь отречения
от мира; действие же противного ей
само, собой явственно» (26, 187).
Слово 2-е. О беспристрастии, то
есть отложении попечений и печали
о мире.
«Непоколебимая надежда есть
дверь беспристрастия...» (26, 188).
«Сила любви в надежде; ибо надеж-
дою ожидаем воздаяния любви» (30,
28). «Если кто думает, что не имеет
пристрастия к какой-нибудь вещи, а
лишившись ее, печалится сердцем, то
вполне прельщает самого себя» (2,
11). «Беспристрастие к вещам чув-
ственным возводит к видению мыс-
ленных» (26, 196).
Слово 3-е. О странничестве, то
есть уклонении от мира.
«Любовь к Богу есть причина
удаления от мира...» (26, 189). «...Но
сколь велик и достохвален сей подвиг,
столь великого и рассуждения требу-
ет; ибо не всякое странничество,
предпринимаемое в крайней степени,
есть добро» * (3, 2).
Слово 4. О блаженном и приснопа-
мятном послушании.
«Повиновение рождается от зазре-
ния самого себя и от желания душев-
ного здравия» (26, 190). «Как сле-
пец?неискусный стрелок, так и уче-
ник прекословный погибает» (26,
205). «Совесть да будет тебе зеркалом
твоего повиновения* и сего для тебя
довольно» (4, 75). «... Как деревья,
колеблемые ветрами, глубоко в землю
пускают корни, так и пребывающие в
послушании стяжут крепкие и непо-
колебимые души» (4, 124). «От послу-
шания рождается смирение, от сми-
рения же бесстрастие...» (5, 71).
«Удивляться трудам сих святых дело
похвальное; ревновать им спаситель-
но, а хотеть вдруг сделаться подража-
телем их жизни есть дело безрассуд-
ное и невозможное» (4» 42). «Будь
ревностен, но в душе своей, нисколь-
ко не выказывая сего во внешнем
обращении, ни видом, ни словом
каким, ни гадательным знаком» (4,
82). «Не буденп>, сын мой, много лет
трудиться для приобретения блажен-
ного покоя в душе, если сначала от
всей души предашь себя терпению
бесчестия» (4, 65). «Бели все зависит
от навыка и за оным следует, то тем
более добродетель, как имеющая ве-
ликого содейственника Бога» (4, 64).
* Первая цифра в скобках означает номер
слова» вторая?стиха.
* Или потому, что предпринимается Само-
надеянно и дерзновенно, или выше сил и
возможностей.