294
Месяц март
Слово 5. О попечительном и дей-
ствительном покаянии и также о
житии святых осужденников, и о
темнице.
«Покаяние есть возобновление
Крещения. Покаяние есть завет с
Богом об исправлении жизни... По-
каяние есть примирение с Госпо-
дом чрез совершение благих дел,
противных прежним грехам. Пока-
яние есть очищение совести. Пока-
яние есть добровольное терпение все-
го скорбного...» (5, 1). «Видел я
немощных душою и телом, которые
ради множества согрешений своих
покусились на подвиги, превосходив-
шие их силу, но не могли их вынести.
Я сказал им, что Бог судит о пока-
янии не по мере трудов, а по мере
смирения» (26, 122). «Должно вни-
мать себе, не перестала ли совесть
наша обличать нас не ради чистоты
нашей, но как бы утомившись. Приз-
нак разрешения от грехов состоит в
том, что человек всегда почитает себя
должником перед Богом» (5,37). «Как
яйца, согреваемые под крыльями,
оживотворяются, так и помыслы, не-
объявляемые духовному отцу, пере-
ходят в дела» (26, 207). «Душа,
помышляющая об исповеди, удержи-
вается ею от согрешений, как бы
уздою; ибо грехи, которых не испове-
дуем отцу, делаем уже как во тьме и
без страха» (4, 53).
Слово 6. О памяти смерти.
«Поминай последняя твоя, и во
веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).
«Боязнь смерти есть свойство челове-
ческого естества, происшедшее от
преслушания, а трепет от памяти
смертной есть признак нераскаянных
согрешений...» (6, 3). «Стыдно па-
стырю бояться смерти; ибо о самом
послушании иноческом говорят, что
оно есть небоязненность смерти»
(Слово к пастырю, глава 13, 1). «Не
желай словами уверять всех в твоем
расположении к ним, а лучше проси
Бога, чтобы Он открыл им любовь
твою неведомым образом; иначе не
достанет тебе времени на изъявление
любви к ближним и на умиление»
(6, 22).
Слово 7. О радостотворном плаче.
«Сетуй внутренно, но не выказы-
ваясь, а углубляясь в сердце свое; ибо
бесы боятся сетования, как тати псов»
(7, 15). «Кто облекся в блаженный,
благодатный плач, как в брачную
одежду, тот познал духовный смех
души (т. е. радость)» (7, 40). «Как
вода смывает буквы, так и слеза
может очищать согрешения» (26,
229).
Слово 8. О безгневии и кротости.
«Как невозможно без оружия уби-
вать зверей, так невозможно без
смирения приобрести безгневие» (26,
221). «Если признак крайней крото-
сти состоит в том, чтобы и в присут-
ствии раздражающего сохранять ти-
шину сердечную и залог любви к
нему, то, без сомнения, крайняя сте-
пень гневливости обнаруживается
тем, что человек наедине сам с собою,
словами и телодвижениями как бы с
оскорбившим его препирается и ярит-
ся» (8, 13). «На восьмой степени
лежит венец безгневия. Но кто носит
его от естества, тот, может быть, не
носит никакого иного; а кто приобрел
его трудами, тот, без сомнения, побе-
дил восемь страстей».
Слово 9. О памятозлобии.
«Никто не думай, что сия мрачная
страсть маловажна; ибо часто она
вкрадывается и в духовных мужей»
(9, 18). «Не тогда узнаешь, что ты
совершенно избавился от сей гнило-
сти, когда помолишься об оскорбив-
шем, или за зло воздашь ему дарами,
или пригласишь его на трапезу; но
когда, услышав, что он впал в некое
злоключение душевное или телесное,
восскорбишь о нем, как о себе, и
прослезишься» (9, 12).
Слово 10. О злословии и клевете.
«Знай, что и это признак памятоз-
лобного и завистливого человека, ес-
ли он легко, с удовольствием порица-
ет учение, дела и добродетели ближ-
него, будучи одержим духом ненави-
сти» (10, 12). «...Некогда один брат
оклеветал пред ним ближнего: сей
преподобный тотчас повелел его вы-
гнать, говоря, что не должно допу-
скать быть в обители двум диаволам,
т. е. видимому и невидимому» (4,14).
«Хотя бы ты и своими очами увидел
согрешающего, не осуждай; ибо часто
и они обманываются» (10,17). «Любя-
щий ближнего никогда не может
терпеть клеветников, но убегает от
них, как от огня» (30, 26).
Слово 11. О многоглаголании и
молчании. «Многословие происходит
иногда от объядения, а иногда от
тщеславия» (26, 43). «Благоразумное
молчание есть матерь молитвы»