|
|||
294
|
Месяц март
|
||
|
|||
Слово 5. О попечительном и дей-
ствительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице. «Покаяние есть возобновление
Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни... По- каяние есть примирение с Госпо- дом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Пока- яние есть очищение совести. Пока- яние есть добровольное терпение все- го скорбного...» (5, 1). «Видел я немощных душою и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходив- шие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о пока- янии не по мере трудов, а по мере смирения» (26, 122). «Должно вни- мать себе, не перестала ли совесть наша обличать нас не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Приз- нак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом» (5,37). «Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не- объявляемые духовному отцу, пере- ходят в дела» (26, 207). «Душа, помышляющая об исповеди, удержи- вается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не испове- дуем отцу, делаем уже как во тьме и без страха» (4, 53). Слово 6. О памяти смерти.
«Поминай последняя твоя, и во
веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). «Боязнь смерти есть свойство челове- ческого естества, происшедшее от преслушания, а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных согрешений...» (6, 3). «Стыдно па- стырю бояться смерти; ибо о самом послушании иноческом говорят, что оно есть небоязненность смерти» (Слово к пастырю, глава 13, 1). «Не желай словами уверять всех в твоем расположении к ним, а лучше проси Бога, чтобы Он открыл им любовь твою неведомым образом; иначе не достанет тебе времени на изъявление любви к ближним и на умиление» (6, 22). Слово 7. О радостотворном плаче.
«Сетуй внутренно, но не выказы-
ваясь, а углубляясь в сердце свое; ибо бесы боятся сетования, как тати псов» (7, 15). «Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную |
одежду, тот познал духовный смех
души (т. е. радость)» (7, 40). «Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения» (26, 229). Слово 8. О безгневии и кротости.
«Как невозможно без оружия уби-
вать зверей, так невозможно без смирения приобрести безгневие» (26, 221). «Если признак крайней крото- сти состоит в том, чтобы и в присут- ствии раздражающего сохранять ти- шину сердечную и залог любви к нему, то, без сомнения, крайняя сте- пень гневливости обнаруживается тем, что человек наедине сам с собою, словами и телодвижениями как бы с оскорбившим его препирается и ярит- ся» (8, 13). «На восьмой степени лежит венец безгневия. Но кто носит его от естества, тот, может быть, не носит никакого иного; а кто приобрел его трудами, тот, без сомнения, побе- дил восемь страстей». Слово 9. О памятозлобии.
«Никто не думай, что сия мрачная
страсть маловажна; ибо часто она вкрадывается и в духовных мужей» (9, 18). «Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнило- сти, когда помолишься об оскорбив- шем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу; но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься» (9, 12). Слово 10. О злословии и клевете.
«Знай, что и это признак памятоз-
лобного и завистливого человека, ес- ли он легко, с удовольствием порица- ет учение, дела и добродетели ближ- него, будучи одержим духом ненави- сти» (10, 12). «...Некогда один брат оклеветал пред ним ближнего: сей преподобный тотчас повелел его вы- гнать, говоря, что не должно допу- скать быть в обители двум диаволам, т. е. видимому и невидимому» (4,14). «Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются» (10,17). «Любя- щий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня» (30, 26). Слово 11. О многоглаголании и
молчании. «Многословие происходит иногда от объядения, а иногда от тщеславия» (26, 43). «Благоразумное молчание есть матерь молитвы» |
||
|
|||