30-й день
295
(11,3). «Не будь безрассудно молча-
лив, чтобы не причинить другим
смущения и огорчения; и когда пове-
лели тебе поспешать, не будь медлен
в действии и в хождении; иначе ты
будешь хуже мятежливых и беше-
ных» (4, 90). «Любитель молчания
приближается к Вогу и, тайно
с Ним беседуя, просвещается от Него»
(11, 5).
Слово 12. О лжи.
«Кто стяжал страх Божий, тот
устранился лжи, имея в себе непод-
купного судию ?свою совесть» (12,7).
Слово 13. Об унынии и лености.
«Уныние часто бывает одною из
отраслей, одним из первых исчадий
многословия. ...» (13,1). «Уныние про-
исходит иногда от наслаждения; а
иногда от того, что страха Божия нет
в человеке» (26, 44). «Оскудение
надежды есть истребление любви; с
надеждою связаны наши труды; на
ней зиждутся подвиги, ее милость
Божия окружает. Монах с благою
надеждою закапает уныние, мечом
первой умерщвляя второе» (30, 31?
32). «Прилежная молитва есть поги-
бель унынию, а память о последнем
суде рождает усердие» (26, 194).
Слово 14. О любезном для всех и
лукавом владыке, чреве.
«Будь господин над своим чревом,
прежде нежели оно тобою возоблада-
ет. ...» (14,17). «Когда чрево утесняет-
ся, тогда смиряется и сердце; если же
оно упокоено пищею, то сердце возно-
сится помыслами» (14, 21). «Как
тучные птицы не могут высоко ле-
тать, так и угождающему своей плоти
невозможно взойти на небо» (26,202).
Слово 15. О нетленной чистоте и
целомудрии, которое тленные приоб-
ретают трудами и потами.
«Целомудрие есть всеобъемлющее
название всех добродетелей» (15, 4).
«Целомудрие есть чистота души и
тела» (15,5). «Чистота нас усвояет
Богу и, сколько возможно, делает Ему
подобными» (15, 36). «Чистота соде-
лала ученика своего богословом, кото-
рый сам собою утвердил догматы о
Пресвятой Троице» (30, 24). «Лисица
притворяется спящей, а бес целомуд-
ренным; та хочет обмануть птицу, а
сей погубить душу» (15, 16). «Кто
победил свое тело? Тот, кто сокрушил
свое сердце. А кто сокрушил свое
сердце? Тот, кто отвергся себя самого;
ибо как не быть сокрушенным тому,
кто умер своей воле?» (15, 84). «Пох-
вала чистоты столь велика и высока,
что некоторые из отцов осмелились
назвать ее бесстрастием» (15, 65).
Слово 16. О сребролюбии.
Слово 17. О нестяжании.
«Сребролюбие есть и называется
корень всем злым (1 Тим. 6, 10); и оно
действительно таково, ибо произво-
дит ненависть, хищения, зависть,
разлучения, вражды, смущения, зло-
памятство, жестокость и убийства»
(17, 14).
«Волны не оставят моря, а сребро-
любца не оставят гнев и печаль» (17,
10). «Нестяжательный муж молится
чистым умом ...» (17,4). «Нестяжание
есть отложение земных попечений ...
оно чуждо печали» (17,1). «...Стяжав-
ший любовь расточил деньги, а кто
говорит, что имеет и то и другое, тот
сам себя обманывает» (16,3). «Вера и
удаление от мира есть смерть сребро-
любия; милосердие же и любовь пре-
дают за ближнего и самое тело» (26,
193).
Слово 18. О нечувствии, т. е. об
омертвении души, и о смерти ума,
предваряющей смерть тела.
«Безболезненность есть обратив-
шееся в природу нерадение, ...дверь
отчаяния, матерь забвения, ... отвер-
жение страха Божия» (18,2). «Хотя бы
мы и великие подвиги проходили в
жизни нашей, но если мы не приобре-
ли болезнующего сердца, то все они
притворны и суетны...» (7, 64).
Слово 19. О сне, о молитве и
псалмопении в соборе братии.
Слово 20. О бдении телесном: как
мы чрез него достигаем духовного, и
как должно оное проходить.
«Многий сон происходит иногда от
насыщения; иногда же от поста, когда
постящиеся возносятся; иногда от
уныния, а иногда и просто от есте-
ства» (26, 42). «Как много пить
зависит от привычки, так и много
спать. Потому-то и должно нам, осо-
бенно в начале нашего подвига,
подвизаться против сна; ибо трудно
исцелить давний навык» (19, 2).
«Многий сон есть неправедный сожи-
тель, похищающий у ленивых поло-
вину жизни, или еще больше» (20,
11). «Бодрственное око очищает ум, а
долгий сон ожесточает душу» (20, 3).
«Излишество сна?причина забве-
ния; бдение же очищает память» (20,
9).