|
|||
30-й день
|
295
|
||
|
|||
(11,3). «Не будь безрассудно молча-
лив, чтобы не причинить другим смущения и огорчения; и когда пове- лели тебе поспешать, не будь медлен в действии и в хождении; иначе ты будешь хуже мятежливых и беше- ных» (4, 90). «Любитель молчания приближается к Вогу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него» (11, 5). Слово 12. О лжи.
«Кто стяжал страх Божий, тот
устранился лжи, имея в себе непод- купного судию ?свою совесть» (12,7). Слово 13. Об унынии и лености.
«Уныние часто бывает одною из
отраслей, одним из первых исчадий многословия. ...» (13,1). «Уныние про- исходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке» (26, 44). «Оскудение надежды есть истребление любви; с надеждою связаны наши труды; на ней зиждутся подвиги, ее милость Божия окружает. Монах с благою надеждою закапает уныние, мечом первой умерщвляя второе» (30, 31? 32). «Прилежная молитва есть поги- бель унынию, а память о последнем суде рождает усердие» (26, 194). Слово 14. О любезном для всех и
лукавом владыке, чреве. «Будь господин над своим чревом,
прежде нежели оно тобою возоблада- ет. ...» (14,17). «Когда чрево утесняет- ся, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возно- сится помыслами» (14, 21). «Как тучные птицы не могут высоко ле- тать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо» (26,202). Слово 15. О нетленной чистоте и
целомудрии, которое тленные приоб- ретают трудами и потами. «Целомудрие есть всеобъемлющее
название всех добродетелей» (15, 4). «Целомудрие есть чистота души и тела» (15,5). «Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными» (15, 36). «Чистота соде- лала ученика своего богословом, кото- рый сам собою утвердил догматы о Пресвятой Троице» (30, 24). «Лисица притворяется спящей, а бес целомуд- ренным; та хочет обмануть птицу, а сей погубить душу» (15, 16). «Кто победил свое тело? Тот, кто сокрушил свое сердце. А кто сокрушил свое сердце? Тот, кто отвергся себя самого; ибо как не быть сокрушенным тому, |
кто умер своей воле?» (15, 84). «Пох-
вала чистоты столь велика и высока, что некоторые из отцов осмелились назвать ее бесстрастием» (15, 65). Слово 16. О сребролюбии.
Слово 17. О нестяжании.
«Сребролюбие есть и называется
корень всем злым (1 Тим. 6, 10); и оно действительно таково, ибо произво- дит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, зло- памятство, жестокость и убийства» (17, 14). «Волны не оставят моря, а сребро-
любца не оставят гнев и печаль» (17, 10). «Нестяжательный муж молится чистым умом ...» (17,4). «Нестяжание есть отложение земных попечений ... оно чуждо печали» (17,1). «...Стяжав- ший любовь расточил деньги, а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает» (16,3). «Вера и удаление от мира есть смерть сребро- любия; милосердие же и любовь пре- дают за ближнего и самое тело» (26, 193). Слово 18. О нечувствии, т. е. об
омертвении души, и о смерти ума, предваряющей смерть тела. «Безболезненность есть обратив-
шееся в природу нерадение, ...дверь отчаяния, матерь забвения, ... отвер- жение страха Божия» (18,2). «Хотя бы мы и великие подвиги проходили в жизни нашей, но если мы не приобре- ли болезнующего сердца, то все они притворны и суетны...» (7, 64). Слово 19. О сне, о молитве и
псалмопении в соборе братии. Слово 20. О бдении телесном: как
мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить. «Многий сон происходит иногда от
насыщения; иногда же от поста, когда постящиеся возносятся; иногда от уныния, а иногда и просто от есте- ства» (26, 42). «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, осо- бенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» (19, 2). «Многий сон есть неправедный сожи- тель, похищающий у ленивых поло- вину жизни, или еще больше» (20, 11). «Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу» (20, 3). «Излишество сна?причина забве- ния; бдение же очищает память» (20, 9). |
||
|
|||