296
Месяц март
Слово 21. О малодушной боязли-
вости, или страховании^
«Боязливость есть младенчествен^
иый нрав в старой тщеславной душе.
Боязливость есть уклоиение от веры,
в ожидания нечаянных бед» (21, 2).
«Гордая душа есть раба страха;' упо-
вая на себя, дна боится слабого звука
тварей и самых-теней» (21, 4)* «Йо
мере оскудения любви бывает в нас
страх; ибо в ком нет страха^ тот или
исполнен любви или умер душою»
(30,10). «Кто сделался рабом Господа,
тот боится одного своего Владыки; а в
ком нет страха Господня, тот часто и
тени своей боится* (.21, 11).
Слово-22. О многообразном тще-
славии.
«Тщеславный человек есть идоло-
поклонник, хотя и называется веру-
ющим. Он думает, что почитает Бога;
но в самом деле угождает не Богу, а
людям» (22, 6); «Всякий человек,
который любит себя выказывать,
тщеславен. Пост тщеславного остает-
ся без награды и молитва его бесплод-
на, ибо он и то и другое делает для
похвалы человеческой» (22, 7). «Не
тот показывает смиренномудрие, кто
осуждает сам себя (ибо кто не стерпит
поношения от себя самого?), но тот,
кто, будучи укорен другим, не умень-
шает к нему любви» (22, 17). «Тще-
славие делает гневливых кроткими
перед людьми» (22, 25). «Простые же
сердцем не очень подвержены отрав-
лению сим ядом; ибо тщеславие есть
погубление простоты и притворное
жительство» (22, 44).
Слово 23. О безумной гордости.
«Где совершилось грехопадение,
там прежде водворилась гордость; ибо
провозвестник первого есть второе»
(23, 4). «Гордость есть крайнее убоже-
ство души, которая мечтает о себе,
что богата, и, находясь во тьме,
думает, что она во свете» (23, 29).
«Гордый подобен яблоку, внутри
сгнившему, а снаружи блестящему
красотою» (23, 31). «Пьянство бывает
причиною преткновения, а гор-
дость? причина непотребных по-
мыслов. Хотя преткнувшийся непо-
винен за преткновение, но за пьян-
ство, без сомнения, будет наказан»
(23, 43). «Болезнь посылается иногда
для очищения согрешений, а иногда
для того, чтобы смирить возношение»
(26, 54). «Видимую гордость исцеляют
скорбные обстоятельства, а невиди-
мую?Превечныйн и Невидимый»
(26, 198). «Монах есть бездна смире-
ния, В КОТОРУЮ ОН НИЗРИНУЛ;. И В
которой потопил всякого злого духа»
(23, 27).
Слово 24. О кротости, простоте и
незлобии, которые не от природы
происходят, но приобретаются, тща-
нием и трудами, и о лукавстве*
«Кротость состоит в том, чтобы
при оскорблениях от ближнего, без
смущения И искренно о нем молить-
ся». (24, 3). «Кроткая душа *■** престол
простоты...» (24, 9). «В кротких
сердцах почивает Господь, а мятеж-
ливая душа ?г седалище диавола»
(24, 7). «Лукавство происходит от
возношения и от гнева» (26, 47).
«Лукавый есть лживый провидец,
который думает, что он из слов может
разуметь мысли других, и по
внешним поступкам ? сердечное рас*-
положение» (24, 26).
Слово 25. Об искоренителе стра-
стей, высочайшем смиренномудрии,
бывающем в невидимом чувстве.
«Если хотим достигнуть доброде-
тели смиренномудрия, да не преста-
нем самих себя испытывать и истязы-
вать; и если в истинном чувстве души
будем думать, что каждый ближний
наш превосходнее нас, то милость
Божия недалека от нас» (25, 32).
«Приснопамятные отцы наши утвер-
ждают, что путь к смирению и на-
чальная' причина сей добродетели
суть труды телесные, а я полагаю,?
послушание и правость сердца, кото-
рые естественно сопротивляются воз-
ношению» (25, 62). «Как огонь не
рождает снега, так и ищущий земной
славы не получит небесной» (26,219).
«Если гордость некоторых из Ангелов
превратила в бесов, то, без сомнения,
смирение может и из бесов сделать
Ангелов. Итак, да благодушествуют
падшие (уповая на Бога)» (25, 63).
«Не неправеден Бог и двери милосер-
дия Своего не затворит для тех,
которые стучатся со смирением» (26,
117).
Слово 26. О рассуждении помыс-
лов, и страстей, и добродетелей.
«Потом наипаче, а не нагим сло-
вом потщимся научаться познанию
Божественных истин; ибо не слова, а
дела должны мы будем показать во
время исхода» (26, 36). «Бесы часто
возбраняют нам делать легчайшее и
полезное, а между тем побуждают