30-й день
297
предпринять труднейшее» (26, 164).
«Все бесовские брани против нас
происходят от сих трех причин: от
сластолюбия, от гордости, или от
зависти бесов. Блаженны последние,
всеокаянны средние, а первые до
конца непотребны» (26, 76). «Много
путей благочестия и много путей
погибели; и часто случается, что путь,
неудобный для одного, бывает благо-
поспешен для другого; а между тем,
намерение идущих обеими стезями
благоугодно Господу» (26,105). «Если
видим, что некоторые любят нас о
Господе, то перед ними мы наиболее
должны сохранять скромность; ибо
ничто так не разоряет любви и ничто
столь скоро не производит ненависти,
как вольность в обращении» (26, 99).
«Рассуждение есть совесть неосквер-
ненная и чистое чувство» (26, 4).
Слово 27. О священном безмолвии
тела и души. «Истинный безмолвник,
не желая лишиться сладости Божией,
так удаляется от всех людей, без
ненависти к ним, как другие усердно
с ними сближаются» (27, 27).
Слово 28. О матери добродетелей,
священной и блаженной молитве и о
предстоянии в ней умом и телом.
«Не употребляй в молитве твоей
премудрых выражений; ибо часто
простой и неухищренный лепет детей
был угоден Небесному Отцу их» (28,
9). «Всякую добродетель, но в особен-
ности молитву, должны мы всегда
совершать со многим чувством; а
душа тогда молится с чувством, когда
она бывает превыше раздражитель-
ности» (28, 30). «Вера воскрыляет
молитву, и без веры молитва не
может возлететь на небо» (28, 26).
Слово 29. О земном небе, или о
богоподражательном бесстрастии и
совершенстве, и воскресении души
прежде общего воскресения. «Проще-
ние грехов многие скоро получили, но
бесстрастия никто скоро не приобрел;
ибо для приобретения его нужно
долгое время, великое усердие, мно-
гий труд любви и помощь Божия» (26,
242). «Та душа имеет бесстрастие,
которая приобрела такой же навык в
добродетелях, какой страстные имеют
в сластях (страстях)» (29, 9).
Слово 30. О союзе трех добродете-
лей, то есть о вере, надежде и любви.
«Любящий Господа прежде возлю-
бил своего брата; ибо второе служит
доказательством первого» (30, 25).
«Любовь по качеству своему есть
уподобление Богу, сколько того люди
могут достигнуть; по действию сво-
ему, она есть упоение души; а по
свойству ? источник веры, бездна
долготерпения, море смирения» (30,
7).
Слово особенное к пастырю, на-
учающее, каков должен быть настав-
ник словесных овец.
«Истинного пастыря укажет лю-
бовь; ибо из любви предал Себя на
распятие Великий Пастырь» (Глава
5, 5).; «Не может кормчий один, без
помощи корабельных служителей,
спасти корабль. Не может врач исце-
лить больного, если сей не убедит
врача просьбою и открытием язвы с
полной доверенностью. Устыдивши-
еся врачей подвергали раны свои
гниению, а многие нередко и умира-
ли» (Глава 7, 5). «Никакой дар от нас
Богу не может быть столько приятен,
как приношение Ему словесных душ
чрез покаяние. Ибо весь мир не стоит
одной души, потому что мир прехо-
дит, а душа нетленна и пребывает во
веки» (Глава 13, 18).
Источники
1.   Творения преподобного Иоанна
Лествичника: Лествица Райская (Ле-
ствица, возводящая на Небо). М.,
1647; Варшава, 1785; то же: М., 1785;
СПб., 1812; СПб., 1817; Киев, 1823,
1836, 1862, 1869; М., 1842.
2.  То же и Слово к пастырю. Пер.
Агапита Введенского. М., МДА, 1851;
1854, 1869; То же и Слово к пастырю.
Сергиев Посад, 1908 (7-е издание
Введенской Оптиной пустыни).
3. Трактат о страстях и добродетелях.
Пер. Введенской Оптиной пустыни.
Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1904.
4.   Послание к пастырю. М., МДА,
1851; М., 1894.
Литература
1. Иеромонах Герман. Преподоб-
ный Иоанн Лествичник. Спб., 1854.
2.  А. С. Архангельский. Тво-
рения отцов Церкви в древнерусской
письменности. Т. I?IV. СПб., 1888,
1892.
3.  К. Е. С кур а т. Святой Иоанн
Лествичник?учитель молитвы.?
Журнал Московской Патриархии,
1964, ¦ 4, с. 57?63.