30-й день
311
удовлетворить нужды паствы в суро-
вой стране, среди дикой природы и
произвола людского».
18 апреля 1753 года, в Неделю о
Фоме, в Большом Успенском соборе
московского Кремля святой Софроний
был рукоположен во епископа Иркут-
ского и Нерчинского. В Москве боль-
шие услуги святителю оказал архи-
епископ Московский и Севский Пла-
тон (Малиновский), который участво-
вал в его хиротонии. Он преподал
ему отеческие наставления на пред-
стоящий подвиг, так как был
хорошо знаком с особенностями си-
бирского духовного быта, предупреж-
дал о своеволии местных властей и
советовал подобрать надежных по-
мощников.
Предвидя трудное служение в
отдаленном Сибирском крае, новопо-
ставленный святитель не отправился
сразу в Иркутскую епархию, но начал
подбирать образованных и духовно
опытных сотрудников. Святитель
Софроний посетил свою первую
Красногорскую обитель, был и у свя-
тынь Киева, где испрашивал благо-
словение на свое служение у Киево-
Печерских угодников.
20 марта 1754 года святитель
прибыл в Иркутск. Вначале он заехал
в Вознесенский монастырь ? место
жительства своих предшественников,
молился на могиле святителя Инно-
кентия (Кульчицкого; +1731, память
26 ноября). Ко времени приезда свя-
тителя Софрония иркутские обители
уже имели почти столетнюю историю.
Основатели этих монастырей были
исполнены горячим желанием иноче-
ского, подвижнического жития.
Ознакомившись с положением дел
в епархии, святитель Софроний при-
ступил к преобразованиям в Духов-
ной консистории, монастырях и при-
ходах, обратился в Святейший Синод
с просьбой прислать достойных людей
для священнослужения в Иркутской
епархии. Проницательный святитель
назначал настоятелями монастырей
людей благочестивых, мудрых, де-
ятельных, с большим жизненным и
духовным опытом. В 1754 году святи-
тель Софроний возвел своего друга и
сподвижника иеромонаха Синесия в
архимандрита Вознесенского мона-
стыря. Этот достопамятный насто-
ятель послужил монастырю тридцать
три года до своей блаженной кончи-
ны. В сентябре 1754 года святитель
издал указ, в котором выражалась
озабоченность обучением и воспита-
нием детей. Духовенству вменялось в
обязанность обучение своих детей
Часослову, Псалтири, пению и буква-
рю, причем учение «должно было
идти со всяким прилежанием и край-
ним рачением, дабы дети могли
пономарскую и дьячковскую обязан-
ность исполнять по достоинствам
своим».
В проповедях и личных беседах
святитель Софроний неустанно по-
буждал всех к более высоким нрав-
ственным идеалам. Большое внима-
ние он уделял благоговейному и
правильному совершению Богослуже-
ния и Таинств священнослужителя-
ми, а также следил за нравственной
чистотой мирян, заботился о положе-
нии женщин в семье, охранял их от
несправедливостей. Святитель Соф-
роний старался повсеместно водво-
рить уставное Богослужение, для чего
вызывал к себе священников, диако-
нов, дьячков и пономарей, которые
сослужили во время архиерейского
Богослужения, участвовали в хоре
или иподиаконствовали. Особыми
указами он восстановил правильное
каждение и благовест.
Призванный на апостольское слу-
жение в Сибири, святитель Софроний
положил много трудов на просвеще-
ние язычников.
С этой целью он заботился об
устройстве быта малых народов, спо-
собствовал развитию в местном насе-
лении оседлости и культуры, предла-
гал им для поселения монастырские
земли и всячески старался изолиро-
вать от влияния язычества. К святи-
телю постоянно приходили и приез-
жали из далеких мест за благослове-
нием многочисленные посетители.
Но среди многих забот он не
забывал о вечности, о своей внутрен-
ней духовной жизни. Сохранилось
свидетельство келейника святителя
Софрония, который сообщает, что
святитель «пищу употреблял самую
простую и в малом количестве, слу-
жил весьма часто, большую часть
ночи проводил в молитве, спал на
полу...»
Его подвижнический дух соответ-
ствовал общему подъему христиан-
ского духа в России вследствие под-
вижнических трудов святителей Фе-