|
|||
30-й день
|
311
|
||
|
|||
удовлетворить нужды паствы в суро-
вой стране, среди дикой природы и произвола людского». 18 апреля 1753 года, в Неделю о
Фоме, в Большом Успенском соборе московского Кремля святой Софроний был рукоположен во епископа Иркут- ского и Нерчинского. В Москве боль- шие услуги святителю оказал архи- епископ Московский и Севский Пла- тон (Малиновский), который участво- вал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на пред- стоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями си- бирского духовного быта, предупреж- дал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных по- мощников. Предвидя трудное служение в
отдаленном Сибирском крае, новопо- ставленный святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был и у свя- тынь Киева, где испрашивал благо- словение на свое служение у Киево- Печерских угодников. 20 марта 1754 года святитель
прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь ? место жительства своих предшественников, молился на могиле святителя Инно- кентия (Кульчицкого; +1731, память 26 ноября). Ко времени приезда свя- тителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноче- ского, подвижнического жития. Ознакомившись с положением дел
в епархии, святитель Софроний при- ступил к преобразованиям в Духов- ной консистории, монастырях и при- ходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, де- ятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святи- тель Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского мона- стыря. Этот достопамятный насто- ятель послужил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончи- |
ны. В сентябре 1754 года святитель
издал указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспита- нием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и буква- рю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и край- ним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязан- ность исполнять по достоинствам своим». В проповедях и личных беседах
святитель Софроний неустанно по- буждал всех к более высоким нрав- ственным идеалам. Большое внима- ние он уделял благоговейному и правильному совершению Богослуже- ния и Таинств священнослужителя- ми, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положе- нии женщин в семье, охранял их от несправедливостей. Святитель Соф- роний старался повсеместно водво- рить уставное Богослужение, для чего вызывал к себе священников, диако- нов, дьячков и пономарей, которые сослужили во время архиерейского Богослужения, участвовали в хоре или иподиаконствовали. Особыми указами он восстановил правильное каждение и благовест. Призванный на апостольское слу-
жение в Сибири, святитель Софроний положил много трудов на просвеще- ние язычников. С этой целью он заботился об
устройстве быта малых народов, спо- собствовал развитию в местном насе- лении оседлости и культуры, предла- гал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолиро- вать от влияния язычества. К святи- телю постоянно приходили и приез- жали из далеких мест за благослове- нием многочисленные посетители. Но среди многих забот он не
забывал о вечности, о своей внутрен- ней духовной жизни. Сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, слу- жил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу...» Его подвижнический дух соответ-
ствовал общему подъему христиан- ского духа в России вследствие под- вижнических трудов святителей Фе- |
||
|
|||