|
|||
19-й день
|
83
|
||
|
|||
стать его женой. Святой Хрисанф
выслушал ее речь внимательно и сам обратился к ней с проповедью. Он предложил ей снискать вечную лю- бовь Царя Небесного, взамен времен- ной и земной, плотской любви молодо- го человека, и так же украсить сердце добродетелями, как теперь она укра- шена драгоценностями. Между ними завязался спор о вере
и языческом суеверии. Святой Хри- санф указал на безнравственность языческих божеств: Крона, поедав- шего своих детей; Зевса (Юпитера), погрязшего в любодействах и убий- ствах; распутного и пьяного Диониса (Бахуса) и других. Если таковы «бо- ги», то каковы же будут подража- ющие им люди? С этим и Дария не спорила, но привела аллегорическое толкование языческих мифов: Крон ? аллегорический образ време- ни, Зевс ? зноя, рождающего грозы, Гера?воздуха, Афродита ? огня, Посейдон?моря, Д еметра?земли. Святой Хрисанф возразил: зачем же почитать человекоподобный образ земли, а не самую землю? Но если бы земля была богиней, то подавала бы плоды без всякого труда со стороны земледельца; также и в море не плавают без весел; даже для ловли рыбы прилагается труд. Значит, по- чести воздавать следует не стихиям, но их творцу?Богу, ведь и учащиеся почитают не книжки и записи, но авторов книг и своих учителей. Беседа кончилась торжеством
Хрисанфа и добровольным согласием Дарий стать христианкой, а со свя- тым Хрисанфом жить в безбрачном супружестве. Полемию они ничего не открыли. Он же, обрадованный, ут- вердил сына наследником всего име- ния, а спустя недолгое время по воле Божией скончался. Так для святых Хрисанфа и Да-
рий началась новая, деятельная жизнь во Христе. Дария в совершен- стве изучила книги христианские, усовершенствовалась в личном под- виге благочестия и приняла Святое Крещение. Святые Хрисанф и Дария неустанно проповедовали Христа в своем кругу. Обращенных они скло- няли к безбрачной жизни, чтобы те могли всецело посвятить себя Богу. Дом их уподобился монастырю, на мужской и женской половине которо- |
го были настоятелями святые Хри-
санф и Дария. Прошло некоторое время. К градо-
начальнику Келерину стали посту- пать жалобы на святых Хрисанфа и Дарию, что они проповедуют безбра- чие. Келерин велел пытать святых Хрисанфа и Дарию до тех пор, пока они не принесут жертвы языческим богам, то есть не отрекутся от Христа. Мучительные пытки не смогли поко- лебать мужества исповедников Хри- стовых, которым помогал Бог. Чудеса, ими совершенные, внача-
ле пытались приписать колдовству. Наконец трибун (высокий воинский чин) Клавдий, руководивший пыткой святого Хрисанфа, велел прекратить пытку и сам объявил вслух, что всего этого никакое чародейство (а он «укротил» в свое время многих чаро- деев) не выдержало бы. Значит, здесь действует сила не человеческая, но Божия. «Что же нам делать?» ? продолжал Клавдий и сам себе отве- чал: «Только одно: припасть к ногам этого человека Божия и просить его простить нас за все зло, ему причи- ненное, и чтобы примирил он нас с Богом своим Всесильным и привел к Нему и нас». И уверовал сам Клав- дий, и Илария, жена его, и два сына их, Ясон и Мавр, и весь их дом. Также и воины, мучившие Хрисанфа, про- сили крещения и также приняли христианство вместе со всеми своими домашними. Об этом немедленно донесли им-
ператору. В то время в Риме узурпи- ровал императорскую власть некий Кар (282?283) вместе со своими сыновьями Карином (283?285) и Нумерианом (283?284). Сам Кар в то время воевал в Персии, старшего сына послал защищать Галлию от набегов германцев, а младшего оста- вил в Риме. По приказу Нумериана Клавдий был утоплен, а сыновья его обезглавлены. Христиане тайно взя- ли тела убитых мучеников Ясона и Мавра и перенесли их в каменный гроб. Мать убитых Илария часто приходила к гробу, молилась и плака- ла. Когда ее выследили и схватили, она просила лишь докончить молит- ву. И обратилась ко Господу, моля Христа взять ее и соединить с сыновь- ями. Произнеся последнее слово, Ила- рия пала бездыханной. Стража отсту- |
||
|
|||