19-й день
83
стать его женой. Святой Хрисанф
выслушал ее речь внимательно и сам
обратился к ней с проповедью. Он
предложил ей снискать вечную лю-
бовь Царя Небесного, взамен времен-
ной и земной, плотской любви молодо-
го человека, и так же украсить сердце
добродетелями, как теперь она укра-
шена драгоценностями.
Между ними завязался спор о вере
и языческом суеверии. Святой Хри-
санф указал на безнравственность
языческих божеств: Крона, поедав-
шего своих детей; Зевса (Юпитера),
погрязшего в любодействах и убий-
ствах; распутного и пьяного Диониса
(Бахуса) и других. Если таковы «бо-
ги», то каковы же будут подража-
ющие им люди? С этим и Дария не
спорила, но привела аллегорическое
толкование языческих мифов:
Крон ? аллегорический образ време-
ни, Зевс ? зноя, рождающего грозы,
Гера?воздуха, Афродита ? огня,
Посейдон?моря, Д еметра?земли.
Святой Хрисанф возразил: зачем же
почитать человекоподобный образ
земли, а не самую землю? Но если бы
земля была богиней, то подавала бы
плоды без всякого труда со стороны
земледельца; также и в море не
плавают без весел; даже для ловли
рыбы прилагается труд. Значит, по-
чести воздавать следует не стихиям,
но их творцу?Богу, ведь и учащиеся
почитают не книжки и записи, но
авторов книг и своих учителей.
Беседа кончилась торжеством
Хрисанфа и добровольным согласием
Дарий стать христианкой, а со свя-
тым Хрисанфом жить в безбрачном
супружестве. Полемию они ничего не
открыли. Он же, обрадованный, ут-
вердил сына наследником всего име-
ния, а спустя недолгое время по воле
Божией скончался.
Так для святых Хрисанфа и Да-
рий началась новая, деятельная
жизнь во Христе. Дария в совершен-
стве изучила книги христианские,
усовершенствовалась в личном под-
виге благочестия и приняла Святое
Крещение. Святые Хрисанф и Дария
неустанно проповедовали Христа в
своем кругу. Обращенных они скло-
няли к безбрачной жизни, чтобы те
могли всецело посвятить себя Богу.
Дом их уподобился монастырю, на
мужской и женской половине которо-
го были настоятелями святые Хри-
санф и Дария.
Прошло некоторое время. К градо-
начальнику Келерину стали посту-
пать жалобы на святых Хрисанфа и
Дарию, что они проповедуют безбра-
чие. Келерин велел пытать святых
Хрисанфа и Дарию до тех пор, пока
они не принесут жертвы языческим
богам, то есть не отрекутся от Христа.
Мучительные пытки не смогли поко-
лебать мужества исповедников Хри-
стовых, которым помогал Бог.
Чудеса, ими совершенные, внача-
ле пытались приписать колдовству.
Наконец трибун (высокий воинский
чин) Клавдий, руководивший пыткой
святого Хрисанфа, велел прекратить
пытку и сам объявил вслух, что всего
этого никакое чародейство (а он
«укротил» в свое время многих чаро-
деев) не выдержало бы. Значит, здесь
действует сила не человеческая, но
Божия. «Что же нам делать?» ?
продолжал Клавдий и сам себе отве-
чал: «Только одно: припасть к ногам
этого человека Божия и просить его
простить нас за все зло, ему причи-
ненное, и чтобы примирил он нас с
Богом своим Всесильным и привел к
Нему и нас». И уверовал сам Клав-
дий, и Илария, жена его, и два сына
их, Ясон и Мавр, и весь их дом. Также
и воины, мучившие Хрисанфа, про-
сили крещения и также приняли
христианство вместе со всеми своими
домашними.
Об этом немедленно донесли им-
ператору. В то время в Риме узурпи-
ровал императорскую власть некий
Кар (282?283) вместе со своими
сыновьями Карином (283?285) и
Нумерианом (283?284). Сам Кар в
то время воевал в Персии, старшего
сына послал защищать Галлию от
набегов германцев, а младшего оста-
вил в Риме. По приказу Нумериана
Клавдий был утоплен, а сыновья его
обезглавлены. Христиане тайно взя-
ли тела убитых мучеников Ясона и
Мавра и перенесли их в каменный
гроб. Мать убитых Илария часто
приходила к гробу, молилась и плака-
ла. Когда ее выследили и схватили,
она просила лишь докончить молит-
ву. И обратилась ко Господу, моля
Христа взять ее и соединить с сыновь-
ями. Произнеся последнее слово, Ила-
рия пала бездыханной. Стража отсту-