86
Месяц март
многих людей житием своим удивил еси. / Помилуй
нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся,
преподобие Иннокентие, отче наш.
учителю, стал его любимым учени-
ком, другом и единомышленником.
Вместе они отправились в палом-
ничество по святым местам. Несколь-
ко лет провели на Афоне и в Констан-
тинополе, изучая творения святых
отцов, знакомясь с жизнью монасты-
рей на православном Востоке.
Обогащенные духовной мудро-
стью и воодушевленные подвижниче-
ством великих пустынножителей, па-
ломники вернулись в родные места. К
тому времени Кирилло-Белозерская
обитель превратилась в многолюдный
монастырь. Тяготясь этим, преподоб-
ные Нил и Иннокентий поселились в
уединенной келье за монастырской
стеной, вблизи прославленного чуде-
сами гроба первого Белозерского игу-
мена. Через некоторое время они
оставили монастырь.
Уйдя в девственный лес, подвиж-
ники остановились на заболоченной
реке Сорке, водрузили крест и соору-
дили две келлии, причем на таком
расстоянии, чтобы можно было пода-
вать друг другу голос.
В этом скиту сподвижники про-
должали изучать Божественное Пи-
сание и творения святых отцов, све-
ряя по ним свою духовную жизнь.
Впоследствии к ним присоединились
и другие иноки, так что образовалась
обитель из иеромонаха, иеродиакона
и двенадцати старцев. Каждый из
них трудился и молился в своей
келлии. В воскресные и праздничные
дни братия собирались в храме, по-
строенном ими.
Церковный устав скита отличался
строгостью. Всенощное бдение в пол-
ном смысле продолжалось всю ночь,
за каждой кафизмой читались отрыв-
ки из святоотеческих писаний, а в
субботу в братской усыпальнице со-
вершались панихиды по усопшим.
Чтобы дать братии правильное
руководство в келейной жизни и
главное?в борьбе с самыми тонкими
помыслами, преподобный Нил, обоб-
щив многовековой опыт молитвенно-
го делания великих подвижников,
написал «Устав скитского жития»
(«Предание о жительстве скитском»).
Преподобный Иннокентий Ко-
мельский
входит в сонм тех святых,
чья жизнь и подвиги связаны с
Вологодским краем.
Точная дата и место его рождения
неизвестны. Преподобный Иннокен-
тий Комельский происходил из бояр-
ского рода Охлябиных и состоял в
родстве с князьями Хворостиниными.
Монашество он принял в Кирилло-
Белозерском монастыре, но о том, в
каком возрасте был пострижен, пре-
дание умалчивает.
Духовным наставником преподоб-
ного Иннокентия стал один из самых
образованных иноков того времени
преподобный Нил Сорский (ЦбОв;
память 7 мая), принадлежавший к
знатной фамилии бояр Майковых.
Ко времени встречи с преподоб-
ным Иннокентием он был еще мало
известен, но уже являл собой духовно
одаренного, преуспевшего в умном
делании подвижника.
Преподобный Иннокентий, ста-
равшийся во всем подражать своему