2-й день                                                                                                               113
князей Бориса и Глеба ему удалось
вернуться на Киевское княжение. В
благодарность за это князь Изяслав
решил построить новый храм во имя
святых страстотерпцев вместо обвет-
шавшего Борисоглебского собора и
перенести их честные мощи. Он
выделил на постройку большие сред-
ства из великокняжеской казны. Ког-
да строительство завершилось, князь
Изяслав пригласил на освящение
храма своих братьев ? Всеволода и
Святослава и Митрополита Киевско-
го Георгия, а также несколько еписко-
пов. Это событие произошло 2 мая
1072 года.
Совместно Ярославичи подняли
тело святого Бориса в деревянной
гробнице и в окружении черноризцев
со свечами внесли в новый храм.
Когда открыли гробницу, весь храм
наполнился благоуханием. Митропо-
лит Георгий, грек по происхождению,
не очень твердо веривший в святость
князей, был потрясен этим чудным
знамением. Святые мощи князья пе-
реложили в новую гробницу.
Когда вносили каменную гробни-
цу с мощами благоверного князя
Глеба, она остановилась в церковных
дверях и не сдвинулась с места до тех
пор, пока присутствовавшие не стали
молитвенно взывать ко Господу со
словами покаяния. Только тогда она
переместилась и была расположена с
мощами благоверного Бориса. Митро-
полит Георгий взял руку мученика
Глеба и благословил ею русских
князей.
После Божественной литургии
братья устроили совместную трапезу,
свидетельствуя о своей любви, согла-
сии и единомыслии. Этот день памя-
ти перенесения мощей так же стал
широко праздноваться на Руси. Лето-
писец под 1093 годом сообщает, что
праздник святых Бориса и Глеба
явился новым великим праздником
земли Русской. Борисоглебский храм
с мощами святых страстотерпцев
стал семейным храмом Ярославичей,
святилищем их любви и верности,
братского согласия и служения Отече-
ству.
Святые страстотерпцы Борис и
Глеб были первыми русскими святы-
ми, канонизованными Русской и
Византийской Церквами. Служба им
была написана вскоре после их прос-
лавления. Святые мученики издрев-
ле почитаются в Русской Церкви, о
чем свидетельствуют многочислен-
ные списки их житий, сказаний об их
мощах, храмы и монастыри, назван-
ные в их честь. Их заступничество
простирается на всех, кто с верой
обращается к ним в своих молитвах.
Литература
1.  Страдания и чудеса святых
мучеников Бориса и Глеба, князей
русских. М., 1907.
2.  Казанский Л. Жизнь и мучени-
ческая кончина святых князей Бори-
са и Глеба. М., 1899.
3.  Богословский С. Д. Святые
благоверные князья Борис и Глеб,
первомученики             Православной
Церкви. М., 1916.
4.  Макарий (Булгаков), митропо-
лит. История Русской Церкви в 12-ти
т. Т. 1. СПб., 1857.
5.  Голубинский Е. История Русс-
кой Церкви. Т. 1,1 полутом. М,, 1903.