|
|||
2-й день 113
|
|||
|
|||
князей Бориса и Глеба ему удалось
вернуться на Киевское княжение. В благодарность за это князь Изяслав решил построить новый храм во имя святых страстотерпцев вместо обвет- шавшего Борисоглебского собора и перенести их честные мощи. Он выделил на постройку большие сред- ства из великокняжеской казны. Ког- да строительство завершилось, князь Изяслав пригласил на освящение храма своих братьев ? Всеволода и Святослава и Митрополита Киевско- го Георгия, а также несколько еписко- пов. Это событие произошло 2 мая 1072 года. Совместно Ярославичи подняли
тело святого Бориса в деревянной гробнице и в окружении черноризцев со свечами внесли в новый храм. Когда открыли гробницу, весь храм наполнился благоуханием. Митропо- лит Георгий, грек по происхождению, не очень твердо веривший в святость князей, был потрясен этим чудным знамением. Святые мощи князья пе- реложили в новую гробницу. Когда вносили каменную гробни-
цу с мощами благоверного князя Глеба, она остановилась в церковных дверях и не сдвинулась с места до тех пор, пока присутствовавшие не стали молитвенно взывать ко Господу со словами покаяния. Только тогда она переместилась и была расположена с мощами благоверного Бориса. Митро- полит Георгий взял руку мученика Глеба и благословил ею русских князей. После Божественной литургии
братья устроили совместную трапезу, свидетельствуя о своей любви, согла- |
сии и единомыслии. Этот день памя-
ти перенесения мощей так же стал широко праздноваться на Руси. Лето- писец под 1093 годом сообщает, что праздник святых Бориса и Глеба явился новым великим праздником земли Русской. Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей, святилищем их любви и верности, братского согласия и служения Отече- ству. Святые страстотерпцы Борис и
Глеб были первыми русскими святы- ми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была написана вскоре после их прос- лавления. Святые мученики издрев- ле почитаются в Русской Церкви, о чем свидетельствуют многочислен- ные списки их житий, сказаний об их мощах, храмы и монастыри, назван- ные в их честь. Их заступничество простирается на всех, кто с верой обращается к ним в своих молитвах. Литература
1. Страдания и чудеса святых
мучеников Бориса и Глеба, князей русских. М., 1907. 2. Казанский Л. Жизнь и мучени-
ческая кончина святых князей Бори- са и Глеба. М., 1899. 3. Богословский С. Д. Святые
благоверные князья Борис и Глеб, первомученики Православной Церкви. М., 1916. 4. Макарий (Булгаков), митропо-
лит. История Русской Церкви в 12-ти т. Т. 1. СПб., 1857. 5. Голубинский Е. История Русс-
кой Церкви. Т. 1,1 полутом. М,, 1903. |
||
|
|||
|
|||
|
|||