|
|||
7-й день
|
269
|
||
|
|||
Руси скитский устав, по образцу
афонских скитов. Поселившись в от- дельных келлиях по одному, по два или по три человека, братия собира- лись в храм для совместной молитвы только по субботним, воскресным дням и праздникам. В другие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Всенощное бдение в скитском храме продолжалось всю ночь, по каждой кафизме читались три- четыре поучения из творений святых отцов. За божественной литургией пелись только трисвятое, аллилуйя, Херувимская песнь и «Достойно есть», остальное читалось протяжно, нараспев. По субботам в братской усыпальнице служилась панихида. Преподобный Нил отличался
крайней неетяжательностыо. Он за- прещал братии иметь по две одежды, брать милостыню разрешалось только в крайней нужде. В скитском храме не было драгоценных украшений, богослужебные сосуды были деревян- ными, облачения из простых тканей. Преподобный Нил при скитническом образе жизни исключал монастыр- ское землевладение, считал, что ино- ки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия. Продолжая изучать Священное
Писание и творения святых отцов, преподобный Нил устроял жизнь оби- тели по заповедям Божиим и советам святых. Прежде чем приступить к какому-либо делу, он соотносил это дело с поучениями святых отцов. В письме к своему сподвижнику Инно- кентию он писал: «И наипаче испы- тую Божественная писания: прежде заповеди Господня и толкования их, и апостольская предания; таже жития и учения святых отец, и тем внимаю... и теми поучаюся, и в том живот и дыхание мое имею... И аще, что случится творити ми, аще не обрящу то во святых писаниях, отлагаю се на время, дондеже обрящу: понеже по своей и по своему разуму не смею что творити». Об этом же он писал и в другом письме: «Аз убо не творю без свидетельства Божественных писа- ний... О себе же не смею творити, понеже невежда и поселянин есмь». Начитанность преподобного Нила в творениях святых отцов была так велика, что он часто цитировал их наизусть. |
Преподобный Нил Сорский изве-
стен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писа- тель. На основании творений святых отцов он составил для братии Устав скитского жительства. В этом Уставе преподобный Нил более всего обра- щает внимание иноков на умное делание, под которым также подразу- мевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество. Кроме Устава, сохранились несколько посла- ний преподобного к его ученикам. В посланиях к Кассиану говорится о борьбе с помыслами и о терпеливом перенесении скорбей; в посланиях к Иннокентию и Вассиану преподоб- ный рассказывает о своей жизни и предлагает различные наставления. В двух посланиях к неизвестным инокам святой подвижник заповеду- ет памятовать о смерти и дает советы, как бороться с греховными помысла- ми. Преподобный Нил участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов. Преподобный Нил Сорский скон-
чался мирно 7 мая 1508 года. Руко- водствуясь духом смирения, он заве- щал братии бросить его тело в лесу на съедение диким зверям или предать погребению без всяких почестей. В 1569 году царь Иоанн Грозный хотел построить в монастыре преподобного Нила каменный храм на месте дере- вянного, но преподобный, явившись царю, строго запретил строить новый храм. Мощи преподобного Нила хра- нились под спудом в приделе его имени в Иоанно-Предтеченском храме обители. В Иконописном под- линнике сохранилось описание вне- шности преподобного; «Преподобный отец наш Нил, Сорский чудотворец, подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, но у сего курчевата; ризы преподобническия, в руках свиток». п
Литература
1. Преподобного отца нашего Ни-
ла Сорскаго предание учеником сво- им о жительстве скитском. М., 1849. 2. Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов русских святых. Май. Тверь, 1899. 3. Протопопов Д. И. Жития свя-
тых, чтимых Православной Россий- ской Церковью, а также чтимых Греческой Церковью. Месяц Май. М., 1885. |
||
|
|||