7-й день
269
Руси скитский устав, по образцу
афонских скитов. Поселившись в от-
дельных келлиях по одному, по два
или по три человека, братия собира-
лись в храм для совместной молитвы
только по субботним, воскресным
дням и праздникам. В другие дни
каждый молился и трудился в своей
келлии. Всенощное бдение в скитском
храме продолжалось всю ночь, по
каждой кафизме читались три-
четыре поучения из творений святых
отцов. За божественной литургией
пелись только трисвятое, аллилуйя,
Херувимская песнь и «Достойно
есть», остальное читалось протяжно,
нараспев. По субботам в братской
усыпальнице служилась панихида.
Преподобный Нил отличался
крайней неетяжательностыо. Он за-
прещал братии иметь по две одежды,
брать милостыню разрешалось только
в крайней нужде. В скитском храме
не было драгоценных украшений,
богослужебные сосуды были деревян-
ными, облачения из простых тканей.
Преподобный Нил при скитническом
образе жизни исключал монастыр-
ское землевладение, считал, что ино-
ки должны жить только трудом своих
рук. Сам он был для братии образцом
трудолюбия.
Продолжая изучать Священное
Писание и творения святых отцов,
преподобный Нил устроял жизнь оби-
тели по заповедям Божиим и советам
святых. Прежде чем приступить к
какому-либо делу, он соотносил это
дело с поучениями святых отцов. В
письме к своему сподвижнику Инно-
кентию он писал: «И наипаче испы-
тую Божественная писания: прежде
заповеди Господня и толкования их, и
апостольская предания; таже жития и
учения святых отец, и тем внимаю...
и теми поучаюся, и в том живот и
дыхание мое имею... И аще, что
случится творити ми, аще не обрящу
то во святых писаниях, отлагаю се на
время, дондеже обрящу: понеже по
своей и по своему разуму не смею что
творити». Об этом же он писал и в
другом письме: «Аз убо не творю без
свидетельства Божественных писа-
ний... О себе же не смею творити,
понеже невежда и поселянин есмь».
Начитанность преподобного Нила в
творениях святых отцов была так
велика, что он часто цитировал их
наизусть.
Преподобный Нил Сорский изве-
стен не только как основоположник
на Руси скитского жития и великий
подвижник, но и как духовный писа-
тель. На основании творений святых
отцов он составил для братии Устав
скитского жительства. В этом Уставе
преподобный Нил более всего обра-
щает внимание иноков на умное
делание, под которым также подразу-
мевает глубокую молитвенность и
духовное подвижничество. Кроме
Устава, сохранились несколько посла-
ний преподобного к его ученикам. В
посланиях к Кассиану говорится о
борьбе с помыслами и о терпеливом
перенесении скорбей; в посланиях к
Иннокентию и Вассиану преподоб-
ный рассказывает о своей жизни и
предлагает различные наставления.
В двух посланиях к неизвестным
инокам святой подвижник заповеду-
ет памятовать о смерти и дает советы,
как бороться с греховными помысла-
ми. Преподобный Нил участвовал на
Соборах 1490 и 1503 годов.
Преподобный Нил Сорский скон-
чался мирно 7 мая 1508 года. Руко-
водствуясь духом смирения, он заве-
щал братии бросить его тело в лесу на
съедение диким зверям или предать
погребению без всяких почестей. В
1569 году царь Иоанн Грозный хотел
построить в монастыре преподобного
Нила каменный храм на месте дере-
вянного, но преподобный, явившись
царю, строго запретил строить новый
храм. Мощи преподобного Нила хра-
нились под спудом в приделе его
имени в Иоанно-Предтеченском
храме обители. В Иконописном под-
линнике сохранилось описание вне-
шности преподобного; «Преподобный
отец наш Нил, Сорский чудотворец,
подобием сед, брада аки Кирилла
Белозерскаго, но у сего курчевата;
ризы преподобническия, в руках
свиток». п
Литература
1.  Преподобного отца нашего Ни-
ла Сорскаго предание учеником сво-
им о жительстве скитском. М., 1849.
2.   Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов русских святых.
Май. Тверь, 1899.
3.  Протопопов Д. И. Жития свя-
тых, чтимых Православной Россий-
ской Церковью, а также чтимых
Греческой Церковью. Месяц Май. М.,
1885.