8-й день
323
В то же время он обнаруживает
редкую скромность и, несмотря на
свое особенное положение среди апо-
столов как ученика, которого любил
Иисус, он не выделялся из ряда
других учеников Спасителя. Отличи-
тельными чертами его характера бы-
ли наблюдательность и восприимчи-
вость к событиям, проникнутые тон-
ким чувством послушания воле Бо-
жией. Полученные извне впечатле-
ния редко обнаруживались в его слове
или действии, но сильно и глубоко
проникали во внутреннюю жизнь свя-
того апостола. Всегда чуткий к дру-
гим, он болезновал сердцем о погиба-
ющих. Апостол Иоанн с благоговей-
ным трепетом внимал Богодухновен-
ному учению своего Учителя, испол-
ненному благодати и истины, в чи-
стой и возвышенной любви созерцая
Славу Сына Божия. Ни одна черта из
земной жизни Христа Спасителя не
ускользнула от проницательного взо-
ра апостола Иоанна, ни одно событие
не прошло, не оставив глубокого
следа в его памяти, поэтому в нем
сосредоточились вся полнота и цело-
стность человеческой личности. Та-
кой же целостностью обладали и
мысли апостола Иоанна Богослова.
Для него не существовало раздвоен-
ности. По его убеждению, где нет
полной преданности, там нет ничего.
Избрав путь служения Христу, он до
конца жизни совершал его с полнотой
и безраздельной последовательно-
стью. Апостол Иоанн говорит о всеце-
лой преданности Христу, о полноте
жизни в Нем, поэтому и грех рассмат-
ривается им не как слабость и пов-
режденность человеческой природы,
а как зло, как отрицательное начало,
совершенно противоположное добру
(Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 8?9). По его
воззрению, можно принадлежать или
Христу, или дьяволу, среднего, неоп-
ределенного состояния быть не может
(1 Ин. 2,22; 4, 3). Поэтому он служил
Господу с безраздельной любовью и
самоотверженностью, отвергая все,
что принадлежит исконному врагу
человека, врагу истины и родона-
чальнику лжи (1 Ин. 2, 21?22). Чем
сильнее он любит Христа, тем сильнее
ненавидит антихриста; чем больше
он любит истину, тем больше ненави-
дит ложь,?свет исключает тьму
(Ин. 8, 12; 12, 35?36). Этим проявле-
нием внутреннего огня любви он
свидетельствовал с особой силой духа
о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1,
1?18; 1 Ин. 5, 1?12).
Апостолу Иоанну было определено
выразить последнее слово Божествен-
ного Откровения, вводящего в сокро-
веннейшие тайны внутренней Боже-
ственной жизни, ведомые только веч-
ному Слову Божию, Единородному
Сыну.
Истина отображена в его уме и
слове, потому что он чувствует и
сердцем постигает ее. Он созерцает
вечную Истину и как видит, так и
передает своим возлюбленным ча-
дам. Апостол Иоанн просто утвержда-
ет или отрицает и всегда говорит с
абсолютной точностью (1 Ин. 1,1). Он
слышит голос Господа, открывающего
ему то, что Сам Он слышит от Отца.
Богословие апостола Иоанна
уничтожает границу между насто-
ящим и будущим. Наблюдая насто-
ящее, временное, он не останавлива-
ется на нем, а переносит свой взор к
вечному в прошедшем и к вечному в
будущем. И поэтому он, призывая к
святости жизни, торжественно про-
возглашает, что «всякий, рожденный
от Бога, не согрешит» (1 Ин. 5, 18, 3,
9). В общении с Богом истинный
христианин причастен жизни Боже-