|
|||
352
|
Месяц май
|
||
|
|||
потрясло ее. Бледная, словно окаме-
невшая, слушала она Аполоницу и не замечала, как слезы падали на личи- ко малолетнего сына Ивана, мирно спавшего на ее руках. Объятая горем, истерзанная душевными муками, она на глазах Аполоницы кинулась к открытому окну и, крепко прижав к груди сына, произнесла: «Отче Нико- лае, прими»,? бросилась на землю и «заразися (убилась) до смерти». «И от того дне, якоже предаша отца, град, ид еже сие бысть, Зарайск наречеся». «И от сия вины Чудотворец Корсун- ский прозвася Заразский, яко ту блаженная княгиня Евпраксия с сы- ном своим князем Иваном сама себе зарази». И увидел князь великий Юрий
Ингоревич братию свою и бояр своих и сказал: «О государи мои и братия! Если из рук Господних благое приня- ли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Вот я, брат ваш, вперед вас выпью чашу смертную за святые Божий церкви, и за веру христианскую, и за отчиз- ну...» «И пошел в церковь Успения Пресвятой Владычицы Богородицы, и плакал много перед образом Пречи- стой, и молился великому чудотворцу Николе Заразскому». Несмотря на малочисленность сво-
его войска, князь решил, следуя при- меру родного сына, вступить в бой с несметными полчищами врага. В неравном бою доблестно полегли все рязанские воины, воеводы и князья. Беспощадно убивая жителей горо-
дов и сел Рязанской земли, татары скоро приблизились к самой Рязани. На шестой день осады город пал. «Веселяся отчаянием и муками лю- дей, варвары Батыевы распинали пленников, или, связав им руки, стреляли в них, как в цель, для забавы; оскверняли святыни храмов, насиловали юных монахинь, знаме- нитых жен и девиц... жгли иереев или кровью их обагряли алтари. Весь город с окрестными монастырями обратился в пепел. Несколько дней продолжались убийства. Наконец ис- чез вопль отчаяния, ибо уже некому было стонать и плакать»... Из всего дома рязанских князей
уцелел лишь Игорь Игоревич, нахо- дившийся во время нашествия в Чернигове. Вместе с Аполоницей по- |
ехал он на реку Воронеж, на то место,
где злодейски был убит князь Феодор. Аполоница быстро отыскал дерево, в дупле которого спрятано было тело князя. И каково же было их удивле- ние, когда они увидели, что тело совершенно не подверглось тлению. С чувством глубокой скорби и благого- вения они доставили тело блаженного князя Феодора в его город и там погребли в одной могиле с супругой и сыном недалеко от стен обгоревшей Никольской церкви, где неврежденно находилась чудотворная икона Свя- тителя, по обещанию которого все семейство князя Феодора удостоилось Небесных венцов. Погребение совер- шил священник Евстафий?сын пресвитера Евстафия. Князь Игорь поставил три каменных креста над почившими. Примерно через год пре- ставился и пресвитер корсунский Ев- стафий. С тех пор и примерно до начала
XVI столетия история умалчивает о чудотворной иконе в Зарайске. В начале XVI столетия город За-
райск успешно развивался. Росту го- рода способствовало то обстоятель- ство, что наши благочестивые пред- ки, глубоко почитая святителя Нико- лая, приходили под его покровитель- ство. Они помнили о многочисленных чудесах, явленных от образа Святи- теля Николы Зарайского их отцам и прадедам, и за свое твердое упование на него удостаивались милости вели- кого Чудотворца. Они стали свидете- лями и новых дивных событий. «В лето 7021 (1513), егда приидоша крымские людие на Рязанския земли и на город Николы Зарайского, взяша священницы Зарайския чудотвор- ный образ Николы и приидоша на Коломну ради татарского нахожде- ния»,?так начинает неизвестный со- ставитель свое повествование «О при- несении чудотворного образа Николы Корсунского из Зарайска на Коломну и паки пришествии в Зарайск». В 1513 году во время разбойничь-
его набега крымских татар на Рязан- скую землю священники Зарайска, желая спасти чтимый образ от пору- гания, отправили его для безопасно- сти в город Коломну, который в то время был хорошо укреплен и воору- жен. Коломенский епископ Митро- фан и жители города с благоговением приняли икону и поставили ее в |
||
|
|||