352
Месяц май
потрясло ее. Бледная, словно окаме-
невшая, слушала она Аполоницу и не
замечала, как слезы падали на личи-
ко малолетнего сына Ивана, мирно
спавшего на ее руках. Объятая горем,
истерзанная душевными муками,
она на глазах Аполоницы кинулась к
открытому окну и, крепко прижав к
груди сына, произнесла: «Отче Нико-
лае, прими»,? бросилась на землю и
«заразися (убилась) до смерти». «И от
того дне, якоже предаша отца, град,
ид еже сие бысть, Зарайск наречеся».
«И от сия вины Чудотворец Корсун-
ский прозвася Заразский, яко ту
блаженная княгиня Евпраксия с сы-
ном своим князем Иваном сама себе
зарази».
И увидел князь великий Юрий
Ингоревич братию свою и бояр своих
и сказал: «О государи мои и братия!
Если из рук Господних благое приня-
ли,
то и злое не потерпим ли? Лучше
нам смертью славу вечную добыть,
нежели во власти поганых быть. Вот
я, брат ваш, вперед вас выпью чашу
смертную за святые Божий церкви, и
за веру христианскую, и за отчиз-
ну...» «И пошел в церковь Успения
Пресвятой Владычицы Богородицы,
и плакал много перед образом Пречи-
стой, и молился великому чудотворцу
Николе Заразскому».
Несмотря на малочисленность сво-
его войска, князь решил, следуя при-
меру родного сына, вступить в бой с
несметными полчищами врага. В
неравном бою доблестно полегли все
рязанские воины, воеводы и князья.
Беспощадно убивая жителей горо-
дов и сел Рязанской земли, татары
скоро приблизились к самой Рязани.
На шестой день осады город пал.
«Веселяся отчаянием и муками лю-
дей, варвары Батыевы распинали
пленников, или, связав им руки,
стреляли в них, как в цель, для
забавы; оскверняли святыни храмов,
насиловали юных монахинь, знаме-
нитых жен и девиц... жгли иереев или
кровью их обагряли алтари. Весь
город с окрестными монастырями
обратился в пепел. Несколько дней
продолжались убийства. Наконец ис-
чез вопль отчаяния, ибо уже некому
было стонать и плакать»...
Из всего дома рязанских князей
уцелел лишь Игорь Игоревич, нахо-
дившийся во время нашествия в
Чернигове. Вместе с Аполоницей по-
ехал он на реку Воронеж, на то место,
где злодейски был убит князь Феодор.
Аполоница быстро отыскал дерево, в
дупле которого спрятано было тело
князя. И каково же было их удивле-
ние, когда они увидели, что тело
совершенно не подверглось тлению. С
чувством глубокой скорби и благого-
вения они доставили тело блаженного
князя Феодора в его город и там
погребли в одной могиле с супругой и
сыном недалеко от стен обгоревшей
Никольской церкви, где неврежденно
находилась чудотворная икона Свя-
тителя, по обещанию которого все
семейство князя Феодора удостоилось
Небесных венцов. Погребение совер-
шил священник Евстафий?сын
пресвитера Евстафия. Князь Игорь
поставил три каменных креста над
почившими. Примерно через год пре-
ставился и пресвитер корсунский Ев-
стафий.
С тех пор и примерно до начала
XVI столетия история умалчивает о
чудотворной иконе в Зарайске.
В начале XVI столетия город За-
райск успешно развивался. Росту го-
рода способствовало то обстоятель-
ство, что наши благочестивые пред-
ки, глубоко почитая святителя Нико-
лая, приходили под его покровитель-
ство. Они помнили о многочисленных
чудесах, явленных от образа Святи-
теля Николы Зарайского их отцам и
прадедам, и за свое твердое упование
на него удостаивались милости вели-
кого Чудотворца. Они стали свидете-
лями и новых дивных событий. «В
лето 7021 (1513), егда приидоша
крымские людие на Рязанския земли
и на город Николы Зарайского, взяша
священницы Зарайския чудотвор-
ный образ Николы и приидоша на
Коломну ради татарского нахожде-
ния»,
?так начинает неизвестный со-
ставитель свое повествование «О при-
несении чудотворного образа Николы
Корсунского из Зарайска на Коломну
и паки пришествии в Зарайск».
В 1513 году во время разбойничь-
его набега крымских татар на Рязан-
скую землю священники Зарайска,
желая спасти чтимый образ от пору-
гания, отправили его для безопасно-
сти в город Коломну, который в то
время был хорошо укреплен и воору-
жен. Коломенский епископ Митро-
фан и жители города с благоговением
приняли икону и поставили ее в