|
|||
9-й день
|
353
|
||
|
|||
церкви святителя Петра чудотворца.
Там от иконы совершилось много исцелений и чудес. Епископ Митро- фан подробно сообщил обо всем этом в письме великому князю Московско- му Василию III Иоанновичу (1505? 1533). Князь, узнав о великой мило- сти Святителя Николая Чудотворца, обрадовался и повелел епископу Мит- рофану построить в Коломне на пло- щади каменную церковь во имя Свя- тителя Николая Чудотворца и поста- вить туда его Зарайский образ. За этим следовало и другое указание великого князя: «с него же (чудотвор- ного образа) списав список (т. е. ко- пию), послать в Зарайск». Получив повеление князя, епископ Митрофан немедленно приступил к его осуще- ствлению. Многие жители города приняли горячее участие в возведе- нии храма. Менее чем за год храм был построен. Чтимый образ устано- вили в драгоценной ризе под высоким медным шатром, перед образом неп- рерывно служили молебные пения. Вскоре по благословению владыки Митрофана в Зарайск в сопровожде- нии двух священнослужителей был отправлен тщательно выполненный список со святого образа. «Священни- цы зарайские ведяще изволение царя и великого князя, принята сей спи- сок и поставиша его у старого (преж- него) престола». Более двух лет находился чудот-
ворный образ в Коломне, «целя всяк недуг и язю в людех». Но «ненави- стник роду человеческому диавол, устрелив в сердце некоего ковача», по прозвищу Козлок, хорошо известного горожанам искусного серебряных дел мастера «и вложи ему мысль скрасти церковь», где находилась чудная ико- на Святителя Николая. Однажды ночью, прельщенный богатым укра- шением, он похитил с нее ризу, «одра весь приклад». Когда епископ Митрофан и все
жители узнали об этом, их объял ужас от совершенного злодейства. Скорбя и недоумевая, кто мог совершить нес- лыханное святотатство, они вопроша- ли друг друга: «Кий бесстрашный враг явися, и како дерзну прострети руку на чудотворный образ, како не усше рука его, о како не разслабеша уды телесе его...... Прошло более месяца, но обнару-
|
жить вора не удавалось. О судьбе
ризы никто ничего не знал, хотя все были твердо убеждены в том, что не может быть поруган образ великого угодника Божия. Действительно, на шестой неделе после похищения Святитель Николай явился во сне благочестивому жителю города Со- зонту Киселеву, который восемь лет неподвижно лежал тяжело боль- ной, ибо «не можаше владети ни руками, ни ногами, и ни единым составом согибатися». Святитель дал ему строгий наказ идти к епископу Митрофану и сказать, что украшение с иконы унес Козлок, живший за рекой Коломной, и сокрыл его в корчаге на берегу пруда, близ своего дома. Созонт стал говорить о невоз- можности исполнения святительского повеления, ссылаясь на свою болезнь. Но Святитель взял его за руки и поднял с постели. Очнувшись от сновидения, Созонт увидел, что стоит у своей постели, а болезнь прошла. Не помня себя от радости, он тотчас поспешил к епископу, которо- му слово в слово передал повеление Святителя. Владыка Митрофан тут же приказал колокольным звоном собрать горожан. Облачившись в свя- щенные одежды, епископ взял чудот- ворный образ угодника Божия и направился на указанное место, не говоря никому, куда и зачем идет. Народ, видевший Созонта, прослав- лял великого Святителя за новое чудо, но недоумевал «камо и чесо ради грядет епископ с чудотворным образом». Когда необычное и торже- ственное шествие приблизилось к дому Козлока, похититель поспешно выбежал навстречу и пред всем наро- дом сознался в своем преступлении. Вернув драгоценный оклад с иконы, он раскаялся в своем грехе. Радо- стные коломенцы великодушно про- стили Козлока и возвратились в го- род. На пути шествия у Ивановских ворот, прося подаяния, сидел нищий, глухонемой от рождения. Взглянув с мольбою на икону Святителя, он неожиданно услышал громкое славос- ловие, исходившее из уст тысячи радостных богомольцев. В порыве душевного восторга, он разверз уста и вдруг пропел: «Радуйся, Николае, святителю великий, Зарайский Чу- дотворче!..» |
||
|
|||