9-й день
353
церкви святителя Петра чудотворца.
Там от иконы совершилось много
исцелений и чудес. Епископ Митро-
фан подробно сообщил обо всем этом
в письме великому князю Московско-
му Василию III Иоанновичу (1505?
1533). Князь, узнав о великой мило-
сти Святителя Николая Чудотворца,
обрадовался и повелел епископу Мит-
рофану построить в Коломне на пло-
щади каменную церковь во имя Свя-
тителя Николая Чудотворца и поста-
вить туда его Зарайский образ. За
этим следовало и другое указание
великого князя: «с него же (чудотвор-
ного образа) списав список (т. е. ко-
пию), послать в Зарайск». Получив
повеление князя, епископ Митрофан
немедленно приступил к его осуще-
ствлению. Многие жители города
приняли горячее участие в возведе-
нии храма. Менее чем за год храм
был построен. Чтимый образ устано-
вили в драгоценной ризе под высоким
медным шатром, перед образом неп-
рерывно служили молебные пения.
Вскоре по благословению владыки
Митрофана в Зарайск в сопровожде-
нии двух священнослужителей был
отправлен тщательно выполненный
список со святого образа. «Священни-
цы зарайские ведяще изволение царя
и великого князя, принята сей спи-
сок и поставиша его у старого (преж-
него) престола».
Более двух лет находился чудот-
ворный образ в Коломне, «целя всяк
недуг и язю в людех». Но «ненави-
стник роду человеческому диавол,
устрелив в сердце некоего ковача», по
прозвищу Козлок, хорошо известного
горожанам искусного серебряных дел
мастера «и вложи ему мысль скрасти
церковь», где находилась чудная ико-
на Святителя Николая. Однажды
ночью, прельщенный богатым укра-
шением, он похитил с нее ризу, «одра
весь приклад».
Когда епископ Митрофан и все
жители узнали об этом, их объял ужас
от совершенного злодейства. Скорбя и
недоумевая, кто мог совершить нес-
лыханное святотатство, они вопроша-
ли друг друга: «Кий бесстрашный
враг явися, и како дерзну прострети
руку на чудотворный образ, како не
усше рука его, о како не разслабеша
уды телесе его......
Прошло более месяца, но обнару-
жить вора не удавалось. О судьбе
ризы никто ничего не знал, хотя все
были твердо убеждены в том, что не
может быть поруган образ великого
угодника Божия. Действительно,
на шестой неделе после похищения
Святитель Николай явился во сне
благочестивому жителю города Со-
зонту Киселеву, который восемь лет
неподвижно лежал тяжело боль-
ной, ибо «не можаше владети ни
руками, ни ногами, и ни единым
составом согибатися». Святитель дал
ему строгий наказ идти к епископу
Митрофану и сказать, что украшение
с иконы унес Козлок, живший за
рекой Коломной, и сокрыл его в
корчаге на берегу пруда, близ своего
дома. Созонт стал говорить о невоз-
можности исполнения святительского
повеления, ссылаясь на свою болезнь.
Но Святитель взял его за руки и
поднял с постели. Очнувшись от
сновидения, Созонт увидел, что стоит
у своей постели, а болезнь прошла.
Не помня себя от радости, он
тотчас поспешил к епископу, которо-
му слово в слово передал повеление
Святителя. Владыка Митрофан тут
же приказал колокольным звоном
собрать горожан. Облачившись в свя-
щенные одежды, епископ взял чудот-
ворный образ угодника Божия и
направился на указанное место, не
говоря никому, куда и зачем идет.
Народ, видевший Созонта, прослав-
лял великого Святителя за новое
чудо, но недоумевал «камо и чесо
ради грядет епископ с чудотворным
образом». Когда необычное и торже-
ственное шествие приблизилось к
дому Козлока, похититель поспешно
выбежал навстречу и пред всем наро-
дом сознался в своем преступлении.
Вернув драгоценный оклад с иконы,
он раскаялся в своем грехе. Радо-
стные коломенцы великодушно про-
стили Козлока и возвратились в го-
род. На пути шествия у Ивановских
ворот, прося подаяния, сидел нищий,
глухонемой от рождения. Взглянув с
мольбою на икону Святителя, он
неожиданно услышал громкое славос-
ловие, исходившее из уст тысячи
радостных богомольцев. В порыве
душевного восторга, он разверз уста и
вдруг пропел: «Радуйся, Николае,
святителю великий, Зарайский Чу-
дотворче!..»