362
Месяц май
скими. Ибо он?пророк и вместе
апостол; и изречениям его пророче-
ского писания нельзя отказать в
ясности евангельской проповеди».
Пророк Исайя родился около
780 года до Рождества Христова.
Отец его Амос был, вероятнее всего,
сыном Иоаса и братом Амассии,
царей Иудейских (4 Цар., 12?14).
Соответственно этому пророк Исайя
получил хорошее образование и в
течение всей своей жизни оказывал
немалое влияние на государственные
дела. По благодати Божией он был
призвал к пророческому служению в
год смерти царя Озии (Азарии) в
758 году и пророчествовал около
60 лет при четырех последующих
иудейских царях ? Иоафаме, Ахазе,
Езекии и Манассии.
Начало его служения было ознаме-
новано следующим видением: он ви-
дел Господа Бога, сидящего в величе-
ственном небесном храме на высоком
престоле. Его окружали шестикрыла-
тые Серафимы. Двумя крылами они
закрывали лица свои, двумя прикры-
вали ноги и двумя летали, взывая
друг ко другу: -Свят, Свят, Свят
Господь Саваоф! вся земля полна
Славы Его!« (Ис. 6, 1?3). Столпы
храма небесного потрясались от их
восклицаний, и дом наполнился
благоуханием фимиама. Пророк в
ужасе воскликнул: «Горе мне! погиб я!
ибо человек с нечистыми устами и
живу среди народа также с нечисты-
ми устами, и глаза мои видели Царя,
Господа Саваофа!» (Ис. 6,5). Тогда
послан был к нему один из Серафи-
мов, имевший в руке раскаленный
уголь, который он взял клещами от
алтаря Господня. Он прикоснулся к
устам пророка Исайи и сказал: «Вот,
я прикоснулся к твоим устам и
отымет Господь беззакония твои и
грехи твои очистит». После этого
услышал Исайя голос Господа, обра-
щенный к нему: «Кого пошлю и кто
пойдет к иудеям, кто пойдет для
Нас?». Исайя отвечал: «Вот я, пошли
меня, Господи, я пойду». И послал его
Господь к иудеям убеждать их обра-
титься от путей нечестия и идолопок-
лонства и принести покаяние. Тем,
которые покаются и обратятся к Ис-
тинному Богу, Господь обещал ми-
лость и прощение, а упорным пред-
назначены кары и казни Божий.
Тогда Исайя спросил Господа, долго
ли продолжится отступление иудей-
ского народа от Бога. Господь отве-
чал: «До тех пор, пока не запустеют
города, не будет людей в домах и эта
земля не сделается пустыней. Впро-
чем, когда срубят дерево, то от пня
его идут новые побеги, так и по
истреблении народа останется святой
остаток, от которого возникнет новое
племя».
В религиозно-нравственном состо-
янии иудейского народа в то время
были значительные колебания?от
некоторого подъема благочестия до
полного развращения и уклонения в
идолопоклонство. Соответственно, и
пророческие речи святого Исайи то
содержат грозные обличения, то пол-
ны любви и сострадания (Ис. 1?12;
24?35). В царствование Ахаза нече-
стие дошло до крайней степени, когда
храм был закрыт, огонь на жертвен-
нике погашен, а царь вместе с наро-
дом поклонялся финикийскому язы-
ческому божеству Молоху. Обличая
царя за его нравственную развращен-
ность, святой пророк Исайя не оста-
вил его без утешения. В минуту
крайней опасности для страны, когда
Иерусалиму угрожали войска Сирии
и Самарии, пророк Исайя успокаивал
Ахаза тем, что род Давида сохранит-
ся до пришествия Мессии, и изрек
знаменитое пророчество о рождении
Спасителя от Девы. -Се Дева во
чреве приимет и родит Сына и
нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7,
14).
При царе Езекии, отличавшемся
глубоким и искренним благочестием,
пророк Исайя стал советником и
близким другом царя. Под его руко-
водством образовалась пророческая
школа, призванная служить делу ду-
ховно-нравственного просвещения
народа. Благодаря влиянию пророка
Исайи, Езекия восстановил храмовое
богослужение (2 Пар. 29, 3?36),
уничтожил остатки идолопоклонства
(4 Цар. 18, 4). При Езекии особенно
ярко проявилась сила молитвы свято-
го пророка Исайи. Так, по его заступ-
ничеству ангел истребил в одну ночь
185 тысяч воинов армии ассирийско-
го царя Сеннахирима, угрожавшего
захватить Иерусалим (4 Цар. 18?19;
2 Пар. 32, 20). Когда царю Езекии
угрожала смертельная болезнь и он
молился Богу о выздоровлении, про-
рок Исайя возвестил царю, что он