9-й день
363
проживет еще 15 лет и что Господь
дает ему знамение в свидетельство
исполнения его просьбы ? солнечная
тень возвратится на десять ступеней
назад (4 Цар. 20, 8?11).
При преемнике Езекии ? царе
Манассии святой пророк Исайя пре-
терпел мученическую кончину. Он
обличал царя и его вельмож за их
нечестие, за это Манассия преследо-
вал его. Пророк скрылся, по преда-
нию, от преследований царя в дупле
большого дуба, но был обнаружен и
вместе с дубом перепилен деревянной
пилой. Блаженный Иероним слова
апостола Павла «претрени быша»
(Евр. 11, 37) относит именно к страда-
нию святого пророка Исайи, а богос-
лужебные тексты называют его «про-
рокомучеником» (кондак святого).
Живя на земле, не чуждаясь се-
мейной жизни, деятельно участвуя в
государственных делах, в судьбах
своего народа, пророк Исайя духом
был весь устремлен к жизни .иного
Небесного отечества, к созерцанию
тайн Горнего мира. Его пророчества
по глубине и возвышенности, можно
сказать, проникнуты духом Нового
Завета. Так, в своем видении Бога,
когда Господь призвал его к пророче-
скому служению (Ис. 6), Ему, несом-
ненно, была открыта тайна Пресвя-
той Троицы (Ис. 6, 3 и Ин. 12,40?41,
Деян. 28, 25?26). В его проро-
чествах много родственного с тай-
нозрителем Нового Завета ? апос-
толом Иоанном Богословом. Это и
высокое понятие о Божественной
любви к человеку, превышающей
материнскую любовь (Ис. 49, 15; 66,
13), и необыкновенно ясные пророче-
ства о Мессии (Ис. 7, 14; 9, 6; 11, 1), с
которыми созвучны апостольские сло-
ва: «Мы видели славу Его, славу как
Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).
Это и особенно проникновенное изоб-
Святой мученик Христофор
жил в III веке и пострадал около
250 года, при императоре Декии
(249?251). О жизни и чудесах его
существует много различных сказа-
ний, память его чтится и в Восточной,
и в Западной Церквах. (Память му-
ченика Христофора особенно чтится
в Испании, где к его молитвам
прибегают при заразных болезнях.) О
происхождении его в источниках го-
ворится по-разному. По одним источ-
ражение страданий Мессии (Ис. 52,
53) ? как будто пророк Исайя был
вместе с Иоанном Богословом у под-
ножия Креста Господня. Наконец,
когда святой пророк Исайя описывает
будущее царство Мессии, то сходство
с Откровением апостола Иоанна Бо-
гослова доходит до совпадения в
выражениях ? (Откр. 3, 7 ? Ис. 22,
22; Откр. 7, 16 ?Ис. 49, 10; Откр. 21,
1?Ис. 65,17; Откр. 21, 2 ?Ис. 52,1;
54, 5).
Новозаветный характер книги
пророка Исайи свидетельствуется
также и тем, что Сам Спаситель и его
Ученики особенно часто упоминали
именно его пророчества, а также тем,
что эта книга широко употребляется
в Богослужении Православной
Церкви: молитвы священника на
проскомидии, песнопения на Литур-
гии, паремии в навечерие Рождества
Христова, Богоявления, на Великий
четверг, Великую пятницу; во время
святой Четыредесятницы читается
почти вся книга пророка Исайи.
Сердцу каждого христианина понят-
ны и близки слова из этой книги:
«Ищите Господа, когда можно найти
Его, призывайте Его, когда Он близ-
ко» (Ис. 55, 6).
Святой пророк Исайя был погре-
бен недалеко от известного Силоам-
ского источника. Впоследствии мощи
святого пророка Исайи были перене-
сены царем Феодосией Младшим в
Константинополь и положены в хра-
ме святого Лаврентия во Влахерне.
В настоящее время часть главы свя-
того пророка Исайи хранится на
Афоне в Хилендарском монастыре.
О времени и событиях, происхо-
дивших при жизни пророка Исайи,
повествуется в 4-й книге Царств
(гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во
2-й книге Паралипоменон (гл. 26?
32).
никам?он происходил из хананеев,
по другим ? киноцефалов.
Святой Христофор был человеком
высокого роста и необычайной силы,
лицо же его было зверообразно. По
преданию, святой Христофор перво-
начально имел красивую наружность,
но, желая избегнуть соблазнов для
себя и окружающих, просил Господа
дать ему безобразное лицо, что и
исполнилось. До своего Крещения он
носил имя Репрев (негодный), что