|
|||
9-й день
|
363
|
||
|
|||
проживет еще 15 лет и что Господь
дает ему знамение в свидетельство исполнения его просьбы ? солнечная тень возвратится на десять ступеней назад (4 Цар. 20, 8?11). При преемнике Езекии ? царе
Манассии святой пророк Исайя пре- терпел мученическую кончину. Он обличал царя и его вельмож за их нечестие, за это Манассия преследо- вал его. Пророк скрылся, по преда- нию, от преследований царя в дупле большого дуба, но был обнаружен и вместе с дубом перепилен деревянной пилой. Блаженный Иероним слова апостола Павла «претрени быша» (Евр. 11, 37) относит именно к страда- нию святого пророка Исайи, а богос- лужебные тексты называют его «про- рокомучеником» (кондак святого). Живя на земле, не чуждаясь се-
мейной жизни, деятельно участвуя в государственных делах, в судьбах своего народа, пророк Исайя духом был весь устремлен к жизни .иного Небесного отечества, к созерцанию тайн Горнего мира. Его пророчества по глубине и возвышенности, можно сказать, проникнуты духом Нового Завета. Так, в своем видении Бога, когда Господь призвал его к пророче- скому служению (Ис. 6), Ему, несом- ненно, была открыта тайна Пресвя- той Троицы (Ис. 6, 3 и Ин. 12,40?41, Деян. 28, 25?26). В его проро- чествах много родственного с тай- нозрителем Нового Завета ? апос- толом Иоанном Богословом. Это и высокое понятие о Божественной любви к человеку, превышающей материнскую любовь (Ис. 49, 15; 66, 13), и необыкновенно ясные пророче- ства о Мессии (Ис. 7, 14; 9, 6; 11, 1), с которыми созвучны апостольские сло- ва: «Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Это и особенно проникновенное изоб- Святой мученик Христофор
жил в III веке и пострадал около
250 года, при императоре Декии (249?251). О жизни и чудесах его существует много различных сказа- ний, память его чтится и в Восточной, и в Западной Церквах. (Память му- ченика Христофора особенно чтится в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях.) О происхождении его в источниках го- ворится по-разному. По одним источ- |
ражение страданий Мессии (Ис. 52,
53) ? как будто пророк Исайя был вместе с Иоанном Богословом у под- ножия Креста Господня. Наконец, когда святой пророк Исайя описывает будущее царство Мессии, то сходство с Откровением апостола Иоанна Бо- гослова доходит до совпадения в выражениях ? (Откр. 3, 7 ? Ис. 22, 22; Откр. 7, 16 ?Ис. 49, 10; Откр. 21, 1?Ис. 65,17; Откр. 21, 2 ?Ис. 52,1; 54, 5). Новозаветный характер книги
пророка Исайи свидетельствуется также и тем, что Сам Спаситель и его Ученики особенно часто упоминали именно его пророчества, а также тем, что эта книга широко употребляется в Богослужении Православной Церкви: молитвы священника на проскомидии, песнопения на Литур- гии, паремии в навечерие Рождества Христова, Богоявления, на Великий четверг, Великую пятницу; во время святой Четыредесятницы читается почти вся книга пророка Исайи. Сердцу каждого христианина понят- ны и близки слова из этой книги: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близ- ко» (Ис. 55, 6). Святой пророк Исайя был погре-
бен недалеко от известного Силоам- ского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исайи были перене- сены царем Феодосией Младшим в Константинополь и положены в хра- ме святого Лаврентия во Влахерне. В настоящее время часть главы свя- того пророка Исайи хранится на Афоне в Хилендарском монастыре. О времени и событиях, происхо-
дивших при жизни пророка Исайи, повествуется в 4-й книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во 2-й книге Паралипоменон (гл. 26? 32). никам?он происходил из хананеев,
по другим ? киноцефалов. Святой Христофор был человеком
высокого роста и необычайной силы, лицо же его было зверообразно. По преданию, святой Христофор перво- начально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось. До своего Крещения он носил имя Репрев (негодный), что |
||
|
|||