11-й день
427
звании и правил одним из подчинен-
ных Византийской империи славян-
ских княжеств, по-видимому, Болгар-
ским, что дало ему возможность на-
учиться славянскому языку. Пробыв
там около 10 лет, святой Мефодий
принял затем монашество в одном из
монастырей на горе Олимп (Малая
Азия). Святой Константин с малых
лет отличался умственными способ-
ностями и учился вместе с малолет-
ним императором Михаилом у луч-
ших учителей Константинополя, в
том числе у Фотия, будущего Патри-
арха Константинопольского. Святой
Константин в совершенстве постиг
все науки своего времени и многие
языки, особенно прилежно изучал он
творения святителя Григория Богос-
лова. За свой ум и выдающиеся
познания святой Константин был
прозван Философом (Мудрым). По
окончании учения святой Констан-
тин принял сан иерея и был назначен
хранителем патриаршей библиотеки
при храме Святой Софии, но вскоре
покинул столицу и тайно ушел в
монастырь. Разысканный там и воз-
вращенный в Константинополь, он
был определен учителем философии
в высшую Константинопольскую
школу. Мудрость и сила веры еще
совсем молодого Константина были
столь велики, что ему удалось побе-
дить в прениях вождя еретиков-
иконоборцев Анния. После этой побе-
ды Константин был послан императо-
ром на диспут для прений о Святой
Троице с сарацинами (мусульмана-
ми) и также одержал победу. Вскоре
святой Константин удалился к своему
брату святому Мефодию на Олимп,
где проводил время в непрестанной
молитве и чтении творений святых
отцов.
Однажды император вызвал свя-
тых братьев из монастыря и отправил
их к хазарам для евангельской пропо-
веди. На пути они остановились на
некоторое время в городе Корсуни,
где готовились к благовестию. Там
святые братья чудесным образом об-
рели мощи священномученика Кли-
мента, папы Римского (память 25 но-
ября). Там же в Корсуни святой
Константин нашел Евангелие и
Псалтирь, написанные «русскими
буквами», и человека, говорящего
по-русски, и стал учиться у этого
человека читать и говорить на его
языке. Затем святые братья отправи-
лись к хазарам, где одержали победу
в прениях с иудеями и мусульмана-
ми, проповедуя Евангельское учение.
На пути домой братья снова посетили
Корсунь и, взяв там мощи святого
Климента, вернулись в Константино-
поль. Святой Константин остался в
столице, а святой Мефодий получил
игуменство в небольшом монастыре
Полихрон, недалеко от горы Олимп,
где он подвизался прежде.
Вскоре пришли к императору пос-
лы
от моравского князя Ростислава,
притесняемого немецкими епископа-
ми, с просьбой прислать в Моравию
учителей, которые могли бы пропове-
довать на родном для славян языке.
Император призвал святого Констан-
тина и сказал ему: «Необходимо тебе
идти туда, ибо лучше тебя никто
этого не выполнит». Святой Констан-
тин с постом и молитвой приступил к
новому подвигу. С помощью своего
брата святого Мефодия и учеников
Горазда, Климента, Саввы, Наума и
Ангеляра он составил славянскую
азбуку и перевел на славянский язык
книги, без которых не могло совер-
шаться Богослужение: Евангелие,
Апостол, Псалтирь и избранные
службы. Это было в 863 году.