|
|||
11-й день
|
427
|
||
|
|||
звании и правил одним из подчинен-
ных Византийской империи славян- ских княжеств, по-видимому, Болгар- ским, что дало ему возможность на- учиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался умственными способ- ностями и учился вместе с малолет- ним императором Михаилом у луч- ших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патри- арха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богос- лова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом (Мудрым). По окончании учения святой Констан- тин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и воз- вращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшую Константинопольскую школу. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось побе- дить в прениях вождя еретиков- иконоборцев Анния. После этой побе- ды Константин был послан императо- ром на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульмана- ми) и также одержал победу. Вскоре святой Константин удалился к своему брату святому Мефодию на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. Однажды император вызвал свя-
тых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской пропо- веди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, где готовились к благовестию. Там святые братья чудесным образом об- рели мощи священномученика Кли- мента, папы Римского (память 25 но- ября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его |
|
||
языке. Затем святые братья отправи-
лись к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульмана- ми, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константино- поль. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде. Вскоре пришли к императору пос-
лы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископа- ми, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы пропове- довать на родном для славян языке. Император призвал святого Констан- тина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Констан- тин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совер- шаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году. |
|||
|
|||