50
Месяц май
ние, к честным мощем твоим притекающим и
чтущим святую память твою исполнение благих их
прошений дати и всем христианом вся ко времен-
ней и вечной жизни потребная даровати, да
прославляется о тебе Пречестное Имя Отца, и
Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки
веков. Аминь.
Священномученик Макарий,
митрополит Киевский, до избрания
на кафедру Киевской митрополии
был архимандритом Свято-Троицкого
монастыря в г. Вильне. В 1495 году
он, в сане архимандрита, но уже
нареченный митрополитом Киев-
ским, присутствовал при венчании
великого князя Литовского Алексан-
дра с дочерью великого князя Москов-
ского Иоанна Васильевича ? Еленою.
Вопреки желанию Иоанна Ш таин-
ство брака было совершено не архи-
мандритом Макарием, а сначала Ви-
ленским епископом Войцехом Табо-
ром, а затем духовником княгини
Елены, придворным священником
Фомою.
В 1495 году, после смерти Киев-
ского митрополита Ионы Глезны, со-
вершилось рукоположение архиман-
дрита Макария в сан митрополита
собором русских архиереев: Васси-
ана, епископа Владимирского, Луки
Полоцкого, Вассиана Туровского и
Ионы Луцкого. Для получения благо-
словения на управление митропо-
лией к Константинопольскому Пат-
риарху Нифонту были посланы ста-
рец Дионисий и инок Герман. В
1496 году Патриарх прислал велико-
му князю, княгине и митрополиту
Макарию благословенные листы.
Киев в то время был полуразру-
шен и жить в нем было небезопасно
вследствие постоянных набегов
крымских и ногайских татар. Поэто-
му митрополит Макарий, подобно
своим предшественникам, жил в
Вильне, где отстаивал Православие,
активно действуя против происков
католиков. Много скорбей, трудов и
забот принял на себя митрополит
Макарий.
В 1497 году он решил посетить
Киевскую кафедру, особенно постра-
давшую от нашествия татар. Послуш-
ный пастырскому долгу, митрополит
Макарий смело двинулся в путь,
несмотря на грозившую опасность
нападения со стороны татар. И вот,
как повествует летописец, «в 1497 го-
ду, мая 1-го, на шестой неделе после
великого дня Пасхи, в понедельник,
безбожные перекопские татары убили
Преосвященнаго митрополита Киев-
ского и всея Руси архиепископа Ма-
кария». Произошло это -в селе Стри-
галове, на реке Вжище, недалеко от
Мозыря», Спутников его ? одних
убили, а других увели в плен. Много
зла причинили татары и окрестным
жителям.
Господь, заповедавший не бояться
убивающих тело, прославил Своего
верного служителя нетлением его
тела. Оно было привезено в Киев и
положено в соборном храме Святой
Софии, где прославилось чудесами в
1625 и 1634 годах. Неоднократно воз-
жигались чудным образом свечи пе-
ред иконостасом в соборе, где почивал
святитель, а от гробницы его исходи-
ли свет и огонь.
Память его совершалась прежде в
день тезоименитства (18 января), нос
1827 года перенесена на день его
кончины. В этот день мощи его
обносились вокруг Софийского собора
при пении тропаря: «Божественныя
Безкровныя совершая Жертвы, кровь
твою, от безбожных агарян излиян-
ную, в жертву непорочну принес л еси
Владыце Твоему, пастырей Началь-
нику Христу; Его же моли, молим тя,
пролити гнев на языцы, хотящия
браней».
Ныне святые мощи священному-
ченика Макария покоятся в Киеве во
Владимирском кафедральном соборе.
Литература
1.  Филарет (Гумилевский), архи-
епископ Черниговский. Русские свя-
тые, чтимые всею Церковью или
местно. Месяц май. Чернигов, 1863.
2.  Димитрий (Самбикин), архи-