2-й день
63
других знал церковное Богослужение,
то его избрали «епископом». Совер-
шая крещение товарищей, святой
Афанасий произносил слова в полном
соответствии с церковным уставом.
Затем он сказал «новокрещенным»
поучение. Все это с большим удивле-
нием наблюдал находившийся побли-
зости епископ Александрийский
Александр (312?326). Побеседовав с
отроками, он признал крещение дей-
ствительным и дополнил его миропо-
мазанием. Через некоторое время
родители святого Афанасия, по благо-
словению епископа Александра, при-
вели сына в храм и посвятили его
Богу. С того времени святой Афана-
сий стал жить в доме епископа «как
сын с отцом», был его помощником и
секретарем. Таким образом, под
благотворным влиянием известного
защитника Православия, каким был
Александрийский архипастырь, он с
юных лет приобщился к служению
Церкви, раздираемой в то время
еретическими лжеучениями.
Проницательный ум святого Афа-
насия, дар рассуждения, основатель-
ное знание истин христианского веро-
учения, святая ревность о Господе
уже тогда выделяли его в окружении
епископа Александра. В 319 году
епископ Александр рукоположил свя-
того Афанасия в сан диакона. К тому
времени относятся первые творения
святого Афанасия?«Против языч-
ников» и «О воплощении Бога Сло-
ва». В первом он объясняет возникно-
вение язычества грехопадением че-
ловека и показывает нелепость и
безнравственность мифологических
преданий и суеверий языческого ми-
ра, а также указывает пути к позна-
нию истинного Бога. Во втором сочи-
нении святой Афанасий излагает
учение об искуплении рода человече-
ского Господом Иисусом Христом и
защищает это учение от нападок
иудеев и язычников.
Когда в Александрии возникла
так называемая арианская ересь,
заключавшаяся в отрицании Боже-
ственной сущности Господа Иисуса
Христа, святой Афанасий принял
деятельное участие в борьбе епископа
Александра против еретиков и тем
самым возбудил к себе ненависть
ариан. В 325 году святой Афанасий
сопровождал епископа Александра в
Никею на Первый Вселенский Собор,
осудивший ересь Ария. На Соборе
святой Афанасии произнес обличи-
тельную речь против ариан, которая
была поддержана отцами Собора. С
тех пор и до конца его жизни ариане
подвергали святого Афанасия гоне-
ниям, клеветали на него императору
и даже покушались на его жизнь.
Через пять месяцев после Никей-
ского Собора, в 326 году, епископ
Александр скончался. Александрий-
ские клирики и паства единодушно
избрали архипастырем святого Афа-
насия. Знакомясь с состоянием духов-
ной жизни в Александрийской
Церкви, он посетил мареотскую об-
ласть, а также отдаленные пределы
своей архиепископии по реке Нилу.
Возобновившиеся смуты ариан побу-
дили святителя Афанасия возвра-
титься в Александрию. Вернувшийся
из ссылки лжеучитель Арий и другие
еретики не были приняты им в
церковное общение. В течение нес-
кольких лет ариане всеми способами
старались сместить святителя Афана-
сия с Александрийской кафедры. Они
измышляли одну ложь за другой,
всячески пороча святого архипасты-
ря перед императором и епископами
других Церквей. Наконец, в 335 году
император Константин Великий
(+337; память 21 мая) собрал Церков-
ный Собор в Тире для расследования
обвинений против святителя Афана-
сия. Еретики преобладали на Соборе,
святому Афанасию не дали возмож-
ности защищаться до конца и он, хотя
и доказал ложность возводимых на
него обвинений, был незаконно осуж-
ден и изгнан в Галлию, в г. Трир.
Правителем Галлии в то время был
старший сын Константина Великого
тезоименитый ему Константин (впос-
ледствии император Константин II,
337?-340), который вместе с еписко-
пом Трирским Максимом принял свя-
того изгнанника с большим почетом.
В 338 году Константин II возвратил
святителя Афанасия на Алексан-
дрийскую кафедру. Однако после
смерти Константина II ариане возбу-
дили против святого Афанасия импе-
ратора Констанция (337?361), пра-
вителя восточной части Византий-
ской империи. Святитель Афанасий,
спасаясь от разъяренных ариан, по-
кушавшихся на его жизнь, скрывался
в глубоком безводном колодце, куда
ему приносил пищу некий боголюби-