|
|||
2-й день
|
63
|
||
|
|||
других знал церковное Богослужение,
то его избрали «епископом». Совер- шая крещение товарищей, святой Афанасий произносил слова в полном соответствии с церковным уставом. Затем он сказал «новокрещенным» поучение. Все это с большим удивле- нием наблюдал находившийся побли- зости епископ Александрийский Александр (312?326). Побеседовав с отроками, он признал крещение дей- ствительным и дополнил его миропо- мазанием. Через некоторое время родители святого Афанасия, по благо- словению епископа Александра, при- вели сына в храм и посвятили его Богу. С того времени святой Афана- сий стал жить в доме епископа «как сын с отцом», был его помощником и секретарем. Таким образом, под благотворным влиянием известного защитника Православия, каким был Александрийский архипастырь, он с юных лет приобщился к служению Церкви, раздираемой в то время еретическими лжеучениями. Проницательный ум святого Афа-
насия, дар рассуждения, основатель- ное знание истин христианского веро- учения, святая ревность о Господе уже тогда выделяли его в окружении епископа Александра. В 319 году епископ Александр рукоположил свя- того Афанасия в сан диакона. К тому времени относятся первые творения святого Афанасия?«Против языч- ников» и «О воплощении Бога Сло- ва». В первом он объясняет возникно- вение язычества грехопадением че- ловека и показывает нелепость и безнравственность мифологических преданий и суеверий языческого ми- ра, а также указывает пути к позна- нию истинного Бога. Во втором сочи- нении святой Афанасий излагает учение об искуплении рода человече- ского Господом Иисусом Христом и защищает это учение от нападок иудеев и язычников. Когда в Александрии возникла
так называемая арианская ересь, заключавшаяся в отрицании Боже- ственной сущности Господа Иисуса Христа, святой Афанасий принял деятельное участие в борьбе епископа Александра против еретиков и тем самым возбудил к себе ненависть ариан. В 325 году святой Афанасий сопровождал епископа Александра в Никею на Первый Вселенский Собор, |
осудивший ересь Ария. На Соборе
святой Афанасии произнес обличи- тельную речь против ариан, которая была поддержана отцами Собора. С тех пор и до конца его жизни ариане подвергали святого Афанасия гоне- ниям, клеветали на него императору и даже покушались на его жизнь. Через пять месяцев после Никей-
ского Собора, в 326 году, епископ Александр скончался. Александрий- ские клирики и паства единодушно избрали архипастырем святого Афа- насия. Знакомясь с состоянием духов- ной жизни в Александрийской Церкви, он посетил мареотскую об- ласть, а также отдаленные пределы своей архиепископии по реке Нилу. Возобновившиеся смуты ариан побу- дили святителя Афанасия возвра- титься в Александрию. Вернувшийся из ссылки лжеучитель Арий и другие еретики не были приняты им в церковное общение. В течение нес- кольких лет ариане всеми способами старались сместить святителя Афана- сия с Александрийской кафедры. Они измышляли одну ложь за другой, всячески пороча святого архипасты- ря перед императором и епископами других Церквей. Наконец, в 335 году император Константин Великий (+337; память 21 мая) собрал Церков- ный Собор в Тире для расследования обвинений против святителя Афана- сия. Еретики преобладали на Соборе, святому Афанасию не дали возмож- ности защищаться до конца и он, хотя и доказал ложность возводимых на него обвинений, был незаконно осуж- ден и изгнан в Галлию, в г. Трир. Правителем Галлии в то время был старший сын Константина Великого тезоименитый ему Константин (впос- ледствии император Константин II, 337?-340), который вместе с еписко- пом Трирским Максимом принял свя- того изгнанника с большим почетом. В 338 году Константин II возвратил святителя Афанасия на Алексан- дрийскую кафедру. Однако после смерти Константина II ариане возбу- дили против святого Афанасия импе- ратора Констанция (337?361), пра- вителя восточной части Византий- ской империи. Святитель Афанасий, спасаясь от разъяренных ариан, по- кушавшихся на его жизнь, скрывался в глубоком безводном колодце, куда ему приносил пищу некий боголюби- |
||
|
|||