|
|||
64
|
Месяц май
|
||
|
|||
вый христианин. Там он написал
«Окружное послание» (341) к еписко- пам всех Церквей, в котором призвал их оказать помощь Александрийской Церкви в борьбе с еретиками. Через некоторое время святитель
Афанасий отправился в Рим, где был принят святителем Юлием, Папой Римским (337?352). Через некоторое время святитель Афанасий вернулся в Александрию, однако ариане вновь пытались убить его, и он вынужден был возвратиться в Рим, где пробыл еще три года. Своей подвижнической жизнью святитель Афанасий снискал глубокое уважение правителя запад- ной части Византийской империи Константа (337?350), который в письме к своему брату императору Констанцию потребовал пересмот- реть дело святителя. Опасаясь разры- ва с братом, Констанций в 347 году созвал так называемый Сардикий- ский Собор. Последствием этого было возвращение святителя на Алексан- дрийскую кафедру в 348 году. Как и прежде, святитель Афанасий всеми силами утверждал свою паству в истине. Устно и письменно он учил, что Сын Божий единосущен Отцу. После смерти Константа ариане вновь склонили на свою сторону Кон- станция, который изгнал святителя. Он удалился в Египетскую пустыню, населенную отшельниками. Там свя- титель Афанасий вел подвижниче- скую жизнь и писал богословские труды, а также утешительные и назидательные послания к бедство- вавшей и гонимой еретиками алек- сандрийской пастве. Когда императором стал Юлиан,
прозванный впоследствии Отступни- ком (361?363), он вернул на свои кафедры всех изгнанных епископов, как православных, так и еретиков. Однако вскоре, публично отрекшись от Христа, Юлиан приказал «гнать Афанасия везде, где только можно». В царствование Иовиана (363?364) святитель Афанасий мирно управлял Александрийской Церковью, но это время было недолгим. В 364 году императором стал ариаяин Валент (364?378), который изгнал со своих кафедр православных епископов. Од- нако волнения в обширной империи и особенно в Александрии, готовой под- нять мятеж против нового императо- ра, заставили Валента вернуть свя- |
тителя Афанасия на его кафедру.
В последние годы жизни святи-
тель Афанасий продолжал ревностно бороться с разными еретическими заблуждениями, искажавшими пра- вославное учение о воплощении Сы- на Божия. Опровержению подобных учений святитель посвятил первую и вторую книги против Аполлинария, который исповедовал Никейский Символ веры, но неверно учил о человеческом естестве Иисуса Хри- ста. Догматические определения свя- тителя Афанасия о Божестве Святого Духа и о человеческом естестве в Иисусе Христе, объясняющие и до- полняющие сказанное в Никейском Символе веры, настолько важны для Церкви, что святитель Григорий Бо- гослов писал о них в «Похвальном слове Афанасию»: «Это полезнее про- должительных трудов и речей, пред- почтительнее многих бдений; это рав- няется достославным изгнаниям и неоднократному бегству самого Афа- насия»; «... Его жизнь и нравы ? правило для епископов; его догма- ты? законы для Православия». В своих творениях святитель оставил Церкви духовное оружие и против тех ересей, которые возникли в следу- ющем столетии. Велики заслуги святителя Афана-
сия и в деле умиротворения Церкви. Важнейшим миротворческим дела- нием святителя была забота о восста- новлении мира между Церквами Си- рии и Малой Азии и Церковью Римской, а также об умиротворении Церкви Антиохийской. Письма свя- тителя Василия Великого (1*379; па- мять 1 января) к святителю Афана- сию показывают, какие надежды вос- точные епископы возлагали на него как посредника между ними и Запад- ной Церковью. Следуя в своей жизни правилам,
которые усвоил еще в юности от подвижников благочестия, святитель Афанасий заботился о том, чтобы пример иноческой жизни назидал не только удалившихся от мира, но и всех православных христиан. Имен- но поэтому он призывал на служение Церкви и поставлял в пресвитеры и епископы достойных иноков, возвы- сившихся своими добродетелями. Примеру Александрийского архипа- стыря следовали и Предстоятели дру- гих Церквей. |
||
|
|||