64
Месяц май
вый христианин. Там он написал
«Окружное послание» (341) к еписко-
пам всех Церквей, в котором призвал
их оказать помощь Александрийской
Церкви в борьбе с еретиками.
Через некоторое время святитель
Афанасий отправился в Рим, где был
принят святителем Юлием, Папой
Римским (337?352). Через некоторое
время святитель Афанасий вернулся
в Александрию, однако ариане вновь
пытались убить его, и он вынужден
был возвратиться в Рим, где пробыл
еще три года. Своей подвижнической
жизнью святитель Афанасий снискал
глубокое уважение правителя запад-
ной части Византийской империи
Константа (337?350), который в
письме к своему брату императору
Констанцию потребовал пересмот-
реть дело святителя. Опасаясь разры-
ва с братом, Констанций в 347 году
созвал так называемый Сардикий-
ский Собор. Последствием этого было
возвращение святителя на Алексан-
дрийскую кафедру в 348 году. Как и
прежде, святитель Афанасий всеми
силами утверждал свою паству в
истине. Устно и письменно он учил,
что Сын Божий единосущен Отцу.
После смерти Константа ариане
вновь склонили на свою сторону Кон-
станция, который изгнал святителя.
Он удалился в Египетскую пустыню,
населенную отшельниками. Там свя-
титель Афанасий вел подвижниче-
скую жизнь и писал богословские
труды, а также утешительные и
назидательные послания к бедство-
вавшей и гонимой еретиками алек-
сандрийской пастве.
Когда императором стал Юлиан,
прозванный впоследствии Отступни-
ком (361?363), он вернул на свои
кафедры всех изгнанных епископов,
как православных, так и еретиков.
Однако вскоре, публично отрекшись
от Христа, Юлиан приказал «гнать
Афанасия везде, где только можно».
В царствование Иовиана (363?364)
святитель Афанасий мирно управлял
Александрийской Церковью, но это
время было недолгим. В 364 году
императором стал ариаяин Валент
(364?378), который изгнал со своих
кафедр православных епископов. Од-
нако волнения в обширной империи и
особенно в Александрии, готовой под-
нять мятеж против нового императо-
ра, заставили Валента вернуть свя-
тителя Афанасия на его кафедру.
В последние годы жизни святи-
тель Афанасий продолжал ревностно
бороться с разными еретическими
заблуждениями, искажавшими пра-
вославное учение о воплощении Сы-
на Божия. Опровержению подобных
учений святитель посвятил первую и
вторую книги против Аполлинария,
который исповедовал Никейский
Символ веры, но неверно учил о
человеческом естестве Иисуса Хри-
ста. Догматические определения свя-
тителя Афанасия о Божестве Святого
Духа и о человеческом естестве в
Иисусе Христе, объясняющие и до-
полняющие сказанное в Никейском
Символе веры, настолько важны для
Церкви, что святитель Григорий Бо-
гослов писал о них в «Похвальном
слове Афанасию»: «Это полезнее про-
должительных трудов и речей, пред-
почтительнее многих бдений; это рав-
няется достославным изгнаниям и
неоднократному бегству самого Афа-
насия»; «... Его жизнь и нравы ?
правило для епископов; его догма-
ты? законы для Православия». В
своих творениях святитель оставил
Церкви духовное оружие и против
тех ересей, которые возникли в следу-
ющем столетии.
Велики заслуги святителя Афана-
сия и в деле умиротворения Церкви.
Важнейшим миротворческим дела-
нием святителя была забота о восста-
новлении мира между Церквами Си-
рии и Малой Азии и Церковью
Римской, а также об умиротворении
Церкви Антиохийской. Письма свя-
тителя Василия Великого (1*379; па-
мять 1 января) к святителю Афана-
сию показывают, какие надежды вос-
точные епископы возлагали на него
как посредника между ними и Запад-
ной Церковью.
Следуя в своей жизни правилам,
которые усвоил еще в юности от
подвижников благочестия, святитель
Афанасий заботился о том, чтобы
пример иноческой жизни назидал не
только удалившихся от мира, но и
всех православных христиан. Имен-
но поэтому он призывал на служение
Церкви и поставлял в пресвитеры и
епископы достойных иноков, возвы-
сившихся своими добродетелями.
Примеру Александрийского архипа-
стыря
следовали и Предстоятели дру-
гих Церквей.