|
|||
80
|
Месяц май
|
||
|
|||
святого в Константинополь и назна-
чил проповедником при своей кафед- ре. В 1631 году святой Афанасий был хиротонисан во епископа и назначен на одну из главных митрополий Константинопольского Патриарха- та?Феесалоникекую (Солунекую). В марте 1634 года, после изгнания турецкими властями Патриарха Ки- рилла I, святитель Афанасий был возведен на патриарший престол с именем Афанасий III Пателарий. После возвращения Патриарха Ки- рилла I из ссылки святитель Афана- сий уступил ему управление Цер- ковью и удалился на Афон. Там он устроил себе небольшую келлию (ны- не на том месте русский Свято- Андреевский скит). Более года он прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Святитель Афанасий затем жил один год в Италии, где Папа предложил ему принять католичество, обещая возве- сти в кардинальское достоинство, но святитель Афанасий остался верен Святому Православию. Он вернулся в Константинополь и с 1638 года вновь управлял Солу некой кафедрой. В то время Солунская митропо-
лия, как и вся Константинопольская Церковь, терпела притеснения со сто- роны турок и была крайне разорена. В храмах не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель Афанасий дважды обра- щался к русскому царю за милосты- ней: в первый раз он просил помощи на уплату долгов, оставшихся от его предшественника; во второй раз ? •на выкуп заложенной в долг ризни- цы его митрополии и церковных сосудов». Позднее святитель Афана- сий неоднократно обращался за по- мощью к русскому государю, а затем и сам совершал поездки в Россию. Впервые святитель Афанасий от-
правился в Россию в 1643 году. Его путь лежал через Молдавию, где он неожиданно заболел и прожил до 1651 года. Оттуда он вел переписку с царем Михаилом Феодоровичем (1613?1645) и получал от него по- мощь. В начале 1651 года святитель Афанасий вернулся в Константино- поль и 25 мая был вновь поставлен Патриархом, однако пробыл на ка- федре только 40 дней: 5 июля того же года перед Собором архиереев, кли- риков и мирян он добровольно отрек- |
ся от патриаршего престола. В особой
грамоте он объяснял свой поступок так: «... Не будучи в силах служить [патриаршего престола города Кон- стантинополя] защитою, приять на себя и нести обычные царственные обязанности, разные дела и труды патриаршего служения, удалились мы из Патриархии по собственному желанию и доброй воле и творим отречение от патриаршего сего пре- стола...». В начале 1653 года святитель
Афанасий вернулся в Молдавию, но в связи с возникшими в Молдавии смутами пробыл там недолго. В апре- ле 1653 года он был уже в Москве. Царь Алексей Михайлович (1645 ? 1676) и Святейший Патриарх Никон (1652?1666) приняли его с честью. Во время пребывания в Москве свя- титель Афанасий совершал Богослу- жения в монастырях и храмах столи- цы. В июне он совершил паломниче- ство в Троице-Сергиеву Лавру. Святитель Афанасий неоднократ-
но встречался с Патриархом Нико- ном, который произвел на него очень благоприятное впечатление. Святи- тель с большим сочувствием отнесся к предложенному Патриархом Нико- ном делу исправления богослужеб- ных книг по образцу греческих. По просьбе Патриарха Никона, желав- шего видеть отличие в чине архи- ерейского совершения Божественной литургии на Востоке и на Руси, он написал особое сочинение «Чин архи- ерейского служения литургии на Вос- токе». В декабре 1653 года святитель
Афанасий отправился в обратный путь?в молдавский монастырь во имя святителя и чудотворца Николая близ г. Галаца. Этот монастырь еще ранее был дан ему в управление Молдаво-Валахским господарем Ва- силием Лукулой (1634 ?1654). Русские царь и Патриарх щедро одарили святителя милостыней на его монастырь и другие нужды, а также преподнесли ему ценные по- дарки: ткани для облачения, церков- ные сосуды, кубки, меха и т. д. По дороге святитель Афанасий заболел. В феврале 1654 года он прибыл в Преображенский Мгарский мона- стырь в г. Лубны и остановился там, вероятно, в ожидании весны и выздо- ровления. Однако болезнь обостри- |
||
|
|||