80
Месяц май
святого в Константинополь и назна-
чил проповедником при своей кафед-
ре. В 1631 году святой Афанасий был
хиротонисан во епископа и назначен
на одну из главных митрополий
Константинопольского Патриарха-
та?Феесалоникекую (Солунекую). В
марте 1634 года, после изгнания
турецкими властями Патриарха Ки-
рилла I, святитель Афанасий был
возведен на патриарший престол с
именем Афанасий III Пателарий.
После возвращения Патриарха Ки-
рилла I из ссылки святитель Афана-
сий уступил ему управление Цер-
ковью и удалился на Афон. Там он
устроил себе небольшую келлию (ны-
не на том месте русский Свято-
Андреевский скит). Более года он
прожил на Афоне, совершенствуясь в
подвигах поста и молитвы. Святитель
Афанасий затем жил один год в
Италии, где Папа предложил ему
принять католичество, обещая возве-
сти в кардинальское достоинство, но
святитель Афанасий остался верен
Святому Православию. Он вернулся в
Константинополь и с 1638 года вновь
управлял Солу некой кафедрой.
В то время Солунская митропо-
лия, как и вся Константинопольская
Церковь, терпела притеснения со сто-
роны турок и была крайне разорена.
В храмах не хватало богослужебных
книг, церковной утвари и облачений.
Святитель Афанасий дважды обра-
щался к русскому царю за милосты-
ней: в первый раз он просил помощи
на уплату долгов, оставшихся от его
предшественника; во второй раз ?
•на выкуп заложенной в долг ризни-
цы его митрополии и церковных
сосудов». Позднее святитель Афана-
сий неоднократно обращался за по-
мощью к русскому государю, а затем
и сам совершал поездки в Россию.
Впервые святитель Афанасий от-
правился в Россию в 1643 году. Его
путь лежал через Молдавию, где он
неожиданно заболел и прожил до
1651 года. Оттуда он вел переписку с
царем Михаилом Феодоровичем
(1613?1645) и получал от него по-
мощь. В начале 1651 года святитель
Афанасий вернулся в Константино-
поль и 25 мая был вновь поставлен
Патриархом, однако пробыл на ка-
федре только 40 дней: 5 июля того же
года перед Собором архиереев, кли-
риков и мирян он добровольно отрек-
ся от патриаршего престола. В особой
грамоте он объяснял свой поступок
так: «... Не будучи в силах служить
[патриаршего престола города Кон-
стантинополя] защитою, приять на
себя и нести обычные царственные
обязанности, разные дела и труды
патриаршего служения, удалились
мы из Патриархии по собственному
желанию и доброй воле и творим
отречение от патриаршего сего пре-
стола...».
В начале 1653 года святитель
Афанасий вернулся в Молдавию, но в
связи с возникшими в Молдавии
смутами пробыл там недолго. В апре-
ле 1653 года он был уже в Москве.
Царь Алексей Михайлович (1645 ?
1676) и Святейший Патриарх Никон
(1652?1666) приняли его с честью.
Во время пребывания в Москве свя-
титель Афанасий совершал Богослу-
жения в монастырях и храмах столи-
цы. В июне он совершил паломниче-
ство в Троице-Сергиеву Лавру.
Святитель Афанасий неоднократ-
но встречался с Патриархом Нико-
ном, который произвел на него очень
благоприятное впечатление. Святи-
тель с большим сочувствием отнесся к
предложенному Патриархом Нико-
ном делу исправления богослужеб-
ных книг по образцу греческих. По
просьбе Патриарха Никона, желав-
шего видеть отличие в чине архи-
ерейского совершения Божественной
литургии на Востоке и на Руси, он
написал особое сочинение «Чин архи-
ерейского служения литургии на Вос-
токе».
В декабре 1653 года святитель
Афанасий отправился в обратный
путь?в молдавский монастырь во
имя святителя и чудотворца Николая
близ г. Галаца. Этот монастырь еще
ранее был дан ему в управление
Молдаво-Валахским господарем Ва-
силием Лукулой (1634 ?1654).
Русские царь и Патриарх щедро
одарили святителя милостыней на
его монастырь и другие нужды, а
также преподнесли ему ценные по-
дарки: ткани для облачения, церков-
ные сосуды, кубки, меха и т. д. По
дороге святитель Афанасий заболел.
В феврале 1654 года он прибыл в
Преображенский Мгарский мона-
стырь в г. Лубны и остановился там,
вероятно, в ожидании весны и выздо-
ровления. Однако болезнь обостри-