19-я день
229
вение. Ей, отче! вемы, яко много может молитва
твоя пред лицем Вседержителя Господа, сего ради
крепко на тя уповаем и на твоя святыя молитвы
зело надеемся, яко ты приведеши нас предстатель-
ством твоим в небурное пристанище спасения и
наследники покажеши нас всесветлаго Царствия
Христова. Не посрами же, святче отче наш,
упования нашего и сподоби нас вкупе с тобою
блаженства райскаго наслаждатися, да славим,
хвалим и величаем великую милость к нам Челове-
колюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и
твое благое отеческое заступление, во веки веков.
Аминь.
Преподобный Корнилий Ко-
мельский, Вологодский чудотво-
рец,
родился в 1457 году. Он был ро-
дом из знатной боярской семьи Крюко-
вых,жившей в Ростове Великом.Дядя
преподобного, дьяк Лукиан, служил
при дворе великой княгини Марии,
супруги великого князя Московского
Василия Темного. При посредниче-
стве Лукиана юный Корнилий был
определен к московскому великокня-
жескому двору, отличавшемуся в то
время строгим укладом жизни, до-
стойным иноческой обители, и начал
там свою службу. Будущий подвиж-
ник получил превосходное по тому
времени образование. Уже в юные
годы в нем проявилась склонность к
созерцательной отшельнической жиз-
ни, а уход дяди Лукиана в Кирилло-
Белозерский монастырь определил
дальнейшую жизнь: в двадцатилет-
нем возрасте он последовал за своим
наставником,
Приняв постриг в Белозерском
монастыре, он с благой кротостью
предал себя воле прозорливого,
многоопытного в духовной жизни
старца Геннадия, а через некоторое
время призвал в благодатную обитель
и своего младшего брата Акинфия.
Преподобный Корнилий соблюдал
в монастыре строгий подвижниче-
ский образ жизни: носил тяжелые
вериги, неустанно трудился на мона-
стырской хлебопекарне, днем и ночью
пребывал в молитве. В краткие пере-
рывы между трудами и молитвами
инок Корнилий переписывал Богос-
лужебные книги.
Но влечение к странничеству и
отшельничеству отличало преподоб-
ного Корнилия от других иноков.
Испросив благословение своего ду-
ховного наставника, молодой инок
посетил многие обители близ Кирил-
ло-Белозерского монастыря, а затем и
в Новгороде, где отказался от предло-
женного ему сана священника, пред-
почитая путь безмолвного уединенно-
го подвига.
На Вологодской земле, в густых
комельских лесах, около пересечения
рек Нурма и Талица преподобный
Корнилий нашел брошенную разбой-
никами хижину, которую обратил в
келлию для безмолвия. Благодаря
усердной молитве и Божией помощи,
святому отшельнику удалось умирот-
ворить разбойничий люд, обитавший
в то время в дремучих комельских
лесах, противостоять их угрозам и
даже обратить греховную разбой-
ничью братию на путь раскаяния и
исправления.
В возрасте сорока лет преподоб-
ный Корнилий получил возможность
жить в совершенном уединении и
безмолвии, пребывая в постоянной
молитве и трудах. Через четыре года
в лес к хижине святого Корнилия
стали приходить искавшие отшель-
нического подвига иноки. Они руби-
ли лес, расчищали место для пашни,
строили небольшие деревянные кел-
лии вместе с преподобным Корнили-
ем, одновременно они заложили осно-
вы будущей Комельской обители.
Вскоре совместными трудами был
выстроен небольшой деревянный