230
Месяц май
храм, освященный в 1501 году в
честь Введения во храм Пресвятой
Богородицы. В том же году преподоб-
ный Корнилий был рукоположен в
сан иеромонаха митрополитом
Симоном.
Ни тяжкие труды по благоустрой-
ству обители, ни лишения и много-
численные бедствия не сломили духа
преподобного Корнилия. Чудом исце-
ляясь от смертельных недугов и уве-
чий, преподобный становился еще
тверже духом, а слава о нем росла. С
годами увеличилось число иноков
обители, появилась и необходимость в
строительстве большего храма. Пред-
водимые своим игуменом, комель-
ские отшельники сами принялись за
работу: строили стены, плотничали,
создавали иконы, переписывали цер-
ковные книги и изготовляли своими
руками необходимую для храма ут-
варь. В 1515 году по благословению
митрополита Варлаама новый храм
был возведен и освящен также в
честь Введения во храм Пресвятой
Богородицы. Через некоторое время
были построены трапезная церковь,
странноприимный дом и богадельня.
Всегда сострадавший нищим, пре-
подобный Корнилий щедро раздавал
милостыню. Но однажды в канун
праздника преподобного Антония Ве-
ликого в обитель пришло множество
обездоленных, а монастырская казна
оказалась пуста. Преподобный Кор-
нилий всю ночь провел в неусыпном
молитвенном бдении. Наутро неожи-
данно в монастырь прибыл посланец
великого князя Василия с денежным
даром. И преподобный Корнилий
щедро раздал все нищим.
Неоскудевающая милость Божия
не оставляла обитель по молитвам
преподобного Корнилия и во время
жестокого голода, охватившего Воло-
годскую землю. Монастырская жит-
ница была открыта для измученных
голодом людей, а для детей и сирот по
распоряжению преподобного в мона-
стыре была устроена детская бога-
дельня.
С неизменным усердием препо-
добный Корнилий заботился о духов-
ном спасении вверенных его попече-
нию иноков. Отеческая любовь, муд-
рое напутствие прозорливого старца
умягчали удрученные скорбью
сердца богомольцев. Он учил пасо-
мых творить умную Иисусову молит-
ву при повседневном несении послу-
шания. Преподобный Корнилий при-
зывал братию усугублять пост и мо-
литвенное бдение по примеру святых
отцов, усердно прививал в обители
строгие принципы иноческой жизни,
которые подробно изложил в особом
руководстве «Устав, или правило о
жительстве, от святых Божественных
писаний избранно, о устроении пре-
данных нам образ от святых отец во
спасение душам».
Устав преподобного Корнилия
включает 15 глав, содержащих ряд
наставлений инокам общежительного
монастыря.
В первой главе говорится о цер-
ковном благочинии, во второй главе о
благочинии трапезы, а в третьей?о
пищи и питии. Четвертая глава тре-
бует от иноков не есть и не пить
нигде, кроме общей трапезы. Пятая
глава рекомендует монашествующим
иметь только две одежды: одну вет-
хую с заплатами, а вторую крепкую;
прочее же?«дело тщеславия и соб-
лазн для братии». Шестая глава вос-
прещает просить подаяние у посто-
ронних, а седьмая?иметь какую-
либо собственность: «инок, имеющий
в общежитии что-либо свое, малое
или великое, чужд любви Божией». В
восьмой главе возбраняется брать что
бы то ни было без благословения
настоятеля. Девятая глава поучает,
что «не должно ходить безвременно в
трапезу», а десятая предписывает
пребывание на общей работе в молча-
нии и молитве. В одиннадцатой главе
преподобный Корнилий запрещает
без особенной нужды посещать «ни
родных, ни чужих», а в двенадца-
той? принимать подаяния для себя.
О недопустимости в обители хмель-
ных напитков говорится в тринадца-
той главе. Четырнадцатая и пятнад-
цатая главы состоят из рекомендаций
о том, как принимать приходящих в
монастырь с личным имуществом и
как поступать с теми, кто, оставив
монастырь, пожелает вернуться в
него.
Строгий устав преподобного Кор-
нилия не все восприняли с послуша-
нием; в обители поднялась волна
ропота, началась смута. Не ища
поддержки у великого князя, препо-
добный Корнилий вместе с молодым
воспитанником Геннадием покинул
монастырь (оставив его на попечение