|
|||
230
|
Месяц май
|
||
|
|||
храм, освященный в 1501 году в
честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году преподоб- ный Корнилий был рукоположен в сан иеромонаха митрополитом Симоном. Ни тяжкие труды по благоустрой-
ству обители, ни лишения и много- численные бедствия не сломили духа преподобного Корнилия. Чудом исце- ляясь от смертельных недугов и уве- чий, преподобный становился еще тверже духом, а слава о нем росла. С годами увеличилось число иноков обители, появилась и необходимость в строительстве большего храма. Пред- водимые своим игуменом, комель- ские отшельники сами принялись за работу: строили стены, плотничали, создавали иконы, переписывали цер- ковные книги и изготовляли своими руками необходимую для храма ут- варь. В 1515 году по благословению митрополита Варлаама новый храм был возведен и освящен также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через некоторое время были построены трапезная церковь, странноприимный дом и богадельня. Всегда сострадавший нищим, пре-
подобный Корнилий щедро раздавал милостыню. Но однажды в канун праздника преподобного Антония Ве- ликого в обитель пришло множество обездоленных, а монастырская казна оказалась пуста. Преподобный Кор- нилий всю ночь провел в неусыпном молитвенном бдении. Наутро неожи- данно в монастырь прибыл посланец великого князя Василия с денежным даром. И преподобный Корнилий щедро раздал все нищим. Неоскудевающая милость Божия
не оставляла обитель по молитвам преподобного Корнилия и во время жестокого голода, охватившего Воло- годскую землю. Монастырская жит- ница была открыта для измученных голодом людей, а для детей и сирот по распоряжению преподобного в мона- стыре была устроена детская бога- дельня. С неизменным усердием препо-
добный Корнилий заботился о духов- ном спасении вверенных его попече- нию иноков. Отеческая любовь, муд- рое напутствие прозорливого старца умягчали удрученные скорбью сердца богомольцев. Он учил пасо- мых творить умную Иисусову молит- |
ву при повседневном несении послу-
шания. Преподобный Корнилий при- зывал братию усугублять пост и мо- литвенное бдение по примеру святых отцов, усердно прививал в обители строгие принципы иноческой жизни, которые подробно изложил в особом руководстве «Устав, или правило о жительстве, от святых Божественных писаний избранно, о устроении пре- данных нам образ от святых отец во спасение душам». Устав преподобного Корнилия
включает 15 глав, содержащих ряд наставлений инокам общежительного монастыря. В первой главе говорится о цер-
ковном благочинии, во второй главе о благочинии трапезы, а в третьей?о пищи и питии. Четвертая глава тре- бует от иноков не есть и не пить нигде, кроме общей трапезы. Пятая глава рекомендует монашествующим иметь только две одежды: одну вет- хую с заплатами, а вторую крепкую; прочее же?«дело тщеславия и соб- лазн для братии». Шестая глава вос- прещает просить подаяние у посто- ронних, а седьмая?иметь какую- либо собственность: «инок, имеющий в общежитии что-либо свое, малое или великое, чужд любви Божией». В восьмой главе возбраняется брать что бы то ни было без благословения настоятеля. Девятая глава поучает, что «не должно ходить безвременно в трапезу», а десятая предписывает пребывание на общей работе в молча- нии и молитве. В одиннадцатой главе преподобный Корнилий запрещает без особенной нужды посещать «ни родных, ни чужих», а в двенадца- той? принимать подаяния для себя. О недопустимости в обители хмель- ных напитков говорится в тринадца- той главе. Четырнадцатая и пятнад- цатая главы состоят из рекомендаций о том, как принимать приходящих в монастырь с личным имуществом и как поступать с теми, кто, оставив монастырь, пожелает вернуться в него. Строгий устав преподобного Кор-
нилия не все восприняли с послуша- нием; в обители поднялась волна ропота, началась смута. Не ища поддержки у великого князя, препо- добный Корнилий вместе с молодым воспитанником Геннадием покинул монастырь (оставив его на попечение |
||
|
|||