|
|||
19-й день
|
231
|
||
|
|||
двенадцати старших учеников) и на-
правился на поиски нового уединен- ного места. Несмотря на преклонный возраст,
святой старец принялся строить себе келлию на берегу Сурского озера, рубил лес и расчищал место для пашни. Так была заложена основа нового монастыря (впоследствии Ген- надиева обитель). Вопреки неоднок- ратным попыткам иноков Комельско- го монастыря и великого князя Васи- лия вернуть старца в родную обитель, святой угодник оставался непреклон- ным. Лишь спустя несколько лет, после паломничества и пребывания в затворе в Троице-Сергиевом мона- стыре, преподобный Корнилий воз- вратился в Комельскую обитель. Однажды, сжигая хворост для рас-
чистки места под посевы вблизи монастыря, преподобный Корнилий едва не погиб, оказавшись в плену огненной стихии, но пламя расступи- лось перед святым старцем, открыв ему беспрепятственный выход из ог- ня. Такова была сила его молитвы, полученный им от Господа дар чудот- ворений. Достигнув глубокой старости, пре-
подобный Корнилий в предчувствии близкой кончины пожелал остаться в монастырских стенах в качестве про- стого инока. Воля его была исполне- на, и в обязанности игумена вступил его ученик?преподобный Лаврен- тий (память 16 мая). В 1538 году на долю братии
Комельского монастыря выпало но- вое испытание. Казанские татары достигли пределов Вологодской земли и, сокрушая все вокруг огнем и мечом, приблизились к воротам оби- тели. Тогда, вдохновив иноков приме- ром Спасителя, который скрывался от Ирода в Египте, преподобный Корни- лий призвал всех покинуть мона- стырь. Укрывшись в Белозерских ле- сах, братия вместе с наставником молились Всевышнему о спасении обители. И Господь внял их молит- вам. Татары неожиданно отступили в паническом бегстве, приняв покину- тый монастырь за грозно вооружен- ную крепость с многочисленным войском. |
После возвращения в родной мо-
настырь преподобный Корнилий вскоре почувствовал приближение кончины. Пожелав проститься с бра- тией, великий праведник огласил свое наставление. Он завещал ино- кам строго соблюдать монастырский устав, жить в мире и согласии друг с другом. В пятницу четвертой седми- цы по Пасхе он последний раз прича- стился Святых Христовых Тайн, а в начале пятой седмицы с молитвой на устах тихо преставился ко Господу, на 82-м году своей земной жизни. Тело преподобного Корнилия при
огромном стечении народа и всеоб- щем плаче было погребено близ Вве- денского храма. Святые мощи его были впоследствии прославлены многочисленными чудесами. Подвиги преподобного Корнилия
Комельского были продолжены его учениками и пострижениками, среди которых выделяются имена преподоб- ных Кассиана и Лаврентия, игуменов Комельских (память 16 мая), Кирил- ла Новоезерского (память 4 февраля), Иродиона Илоезерского (память 28 сентября), Геннадия Любимоград- ского (память 23 января) и других. Общецерковное празднование
преподобному Корнилию установле- но 25 января 1600 года святителем Иовом, первым Патриархом Московским и всея Руси (память
19 июня). Житие преподобного со- ставлено его учеником иноком Нафа- наилом в 1589 году. Позже были составлены тексты службы и похваль- ного слова святому. Сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием, опубликован в издании: Амвросий Орнатский, архимандрит. История Российской иерархии. М., 1812, с. 661?704. Литература
1. Верюжский И., священник. Ис-
торические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епар- хии. Вологда, 1880. 2. О святых, прославленных в
Российской Церкви. СПб., 1862. 3. Толстой М. В. Описание о
российских святых. М., 1833. |
||
|
|||