19-й день
231
двенадцати старших учеников) и на-
правился на поиски нового уединен-
ного места.
Несмотря на преклонный возраст,
святой старец принялся строить себе
келлию на берегу Сурского озера,
рубил лес и расчищал место для
пашни. Так была заложена основа
нового монастыря (впоследствии Ген-
надиева обитель). Вопреки неоднок-
ратным попыткам иноков Комельско-
го монастыря и великого князя Васи-
лия вернуть старца в родную обитель,
святой угодник оставался непреклон-
ным. Лишь спустя несколько лет,
после паломничества и пребывания в
затворе в Троице-Сергиевом мона-
стыре, преподобный Корнилий воз-
вратился в Комельскую обитель.
Однажды, сжигая хворост для рас-
чистки места под посевы вблизи
монастыря, преподобный Корнилий
едва не погиб, оказавшись в плену
огненной стихии, но пламя расступи-
лось перед святым старцем, открыв
ему беспрепятственный выход из ог-
ня. Такова была сила его молитвы,
полученный им от Господа дар чудот-
ворений.
Достигнув глубокой старости, пре-
подобный Корнилий в предчувствии
близкой кончины пожелал остаться в
монастырских стенах в качестве про-
стого инока. Воля его была исполне-
на, и в обязанности игумена вступил
его ученик?преподобный Лаврен-
тий (память 16 мая).
В 1538 году на долю братии
Комельского монастыря выпало но-
вое испытание. Казанские татары
достигли пределов Вологодской земли
и, сокрушая все вокруг огнем и
мечом, приблизились к воротам оби-
тели. Тогда, вдохновив иноков приме-
ром Спасителя, который скрывался от
Ирода в Египте, преподобный Корни-
лий призвал всех покинуть мона-
стырь. Укрывшись в Белозерских ле-
сах, братия вместе с наставником
молились Всевышнему о спасении
обители. И Господь внял их молит-
вам. Татары неожиданно отступили в
паническом бегстве, приняв покину-
тый монастырь за грозно вооружен-
ную крепость с многочисленным
войском.
После возвращения в родной мо-
настырь преподобный Корнилий
вскоре почувствовал приближение
кончины. Пожелав проститься с бра-
тией, великий праведник огласил
свое наставление. Он завещал ино-
кам строго соблюдать монастырский
устав, жить в мире и согласии друг с
другом. В пятницу четвертой седми-
цы по Пасхе он последний раз прича-
стился Святых Христовых Тайн, а в
начале пятой седмицы с молитвой на
устах тихо преставился ко Господу,
на 82-м году своей земной жизни.
Тело преподобного Корнилия при
огромном стечении народа и всеоб-
щем плаче было погребено близ Вве-
денского храма. Святые мощи его
были впоследствии прославлены
многочисленными чудесами.
Подвиги преподобного Корнилия
Комельского были продолжены его
учениками и пострижениками, среди
которых выделяются имена преподоб-
ных Кассиана и Лаврентия, игуменов
Комельских (память 16 мая), Кирил-
ла Новоезерского (память 4 февраля),
Иродиона Илоезерского (память
28 сентября), Геннадия Любимоград-
ского (память 23 января) и других.
Общецерковное празднование
преподобному Корнилию установле-
но 25 января 1600 года святителем
Иовом,         первым         Патриархом
Московским и всея Руси (память
19 июня). Житие преподобного со-
ставлено его учеником иноком Нафа-
наилом в 1589 году. Позже были
составлены тексты службы и похваль-
ного слова святому. Сохранился
Устав, написанный преподобным
Корнилием, опубликован в издании:
Амвросий Орнатский, архимандрит.
История Российской иерархии. М.,
1812, с. 661?704.
Литература
1.  Верюжский И., священник. Ис-
торические сказания о жизни святых,
подвизавшихся в Вологодской епар-
хии. Вологда, 1880.
2.    О святых, прославленных в
Российской Церкви. СПб., 1862.
3.    Толстой М. В. Описание о
российских святых. М., 1833.