19-й дека.
275
слов императора Декия, обращенных
к братьям-исповедникам, когда он
пытался разубедить их в христиан-
ской вере, видно, что они были из
среды знатных и богатых людей.
«Вы?молодые, славные и бога-
тые,?говорил им Декий,? не думаю,
чтобы вы пожелали понапрасну загу-
бить свою жизнь, погибнув смертью
презренных». В другом месте жития
святых мучеников говорится, что
Парфений занимал при император-
ском дворе положение «примикирия»
(нотариуса). По благословению Римс-
кого епископа Фабиана, он тайно вел
список пострадавших мучеников
(мартиролог).
О благочестивой христианской
жизни обоих братьев-исповедников
свидетельствует следующий факт.
Начальник города Рима Эмилиан
(тайный христианин), умирая, вве-
рил их попечению дочь Каллисту и
завещал им все свое имущество, с
просьбой помогать оставленными
средствами гонимой Церкви.
Когда император Декий узнал, что
оба брата христиане, он призвал их
к себе и спросил старшего Калогерия:
«Я узнал, что вы оба якобы христи-
ане, к чему совратили и юную дочь
моего покойного верного слуги Эми-
лиана? Каллисту, притом раздаете
ее имение нищим христианам, чем
она как будто еще и тешится?»
Калогерий ответил: «Да. Мы оба
христиане. Что же касается имуще-
ства Эмилиана, то мы распоряжаемся
таковым так, как он, будучи христи-
анином, поручил нам употреблять
для нужд нашей братии».
После многих уговоров и угроз
император Декий приказал им при-
нести жертву и поклонение языче-
ским идолам. «Этого сделать я не
могу,?ответил Калогерий,? ибо бо-
юсь гнева Божия более, нежели твоего
человеческого». Тогда Декий обра-
тился к младшему брату Парфению.
Парфений ответил: «Я скажу то же
самое, что говорил и мой брат Калоге-
рий, ибо у нас одна вера и одно
желание: жить и умереть за Христа!»
После своего мужественного испо-
ведания оба брата были переданы в
руки неистовому мучителю христиан
Либанию, который с особой яростью
подверг их жестоким пыткам. Во
время страшных истязаний Парфе-
ний исповедал перед палачами
смысл и духовную сущность христи-
анского верования: «Мы исповедуем
Христа, Единородного Сына Божия,
Рожденного от Отца прежде век, и
сошедшего с Небес, и воплотившегося
от Духа Святого и Пречистой Девы
Марии, и вочеловечившегося. Ради
нашего спасения распятого и погре-
бенного, и в третий день воскресшего.
Вознесшегося на Небеса и седящего
одесную Отца. И вновь грядущего
судить живых и мертвых. Его же
Царствию не будет конца».
Когда все придуманные Либани-
ем пытки (растяжение суставов, жже-
ние раскаленным железом кожи, при-
менение огня) оказались бессильны-
ми, тогда он, неистовствуя, горящим
бревном раздробил исповедникам го-
ловы. Так 19 мая 250 года святые
Калогерий и Парфений предали свои
праведные души в руки Господа.
В тот же день римские христиане
тайно отнесли святые тела обоих
страдальцев в катакомбное кладби-
ще? в гробницу, где покоились тела
многих мучеников. Впоследствии,
спустя десять лет, когда преследова-
ния христиан утихли, над местом
упокоения святых братьев был воз-
двигнут мраморный престол с над-
писью: «Мир Христов Парфению,
увенчанному мученичеством, а так-
же и святому Калогерию». Мощи
обоих мучеников пребывали здесь
более тысячи лет, до раскопок
римских катакомб, когда они были
вновь обретены. По некоторым дан-
ным, мощи святого мученика Калоге-
рия были переданы папой Римским
князю Нантийскому для одного из
французских монастырей на горе
Мавра, где они, по-видимому, нахо-
дятся и теперь.
Мощи святого мученика Парфе-
ния претерпели иную участь. В 1655
году папа Римский Александр VII,
желая показать императору Леополь-
ду I свое расположение, передал все-
честные мощи святого Парфения им-
ператорской часовне в Вене. Спустя
два года мощи были перенесены в
женский монастырь во имя святой
Клары. Сто лет спустя, по церковной
реформе императора Иосифа I, мона-
стырь святой Клары был упразднен, а
святые мощи мученика Парфения
остались под спудом.
В 1784 году галицкий священник
Иероним Стрелецкий, будучи в Вене