|
|||
412
|
Месяц май
|
||
|
|||
щи, и Господь внял его молитве.
Некоторое время царь Самуил не
мог нанести поражения осажденным сербам, но местный князь оказался предателем. Когда сербы поняли, что поражение неизбежно, святой Иоанн- Владимир собрал своих людей и ска- зал им: «Лучше будет, если я положу душу свою за вас и добровольно предам свое тело на смерть, чем вы пропадете от голода и меча». Сказав это, он простился со всеми и отдал себя в руки царю Самуилу, который заключил его в темнице города Пресна. Святой Иоанн-Владимир непре-
станно молился в темнице, и ему был послан ангел Божий, который укреп- лял его дух и предсказал освобожде- ние, а впоследствии мученический венец. Дочь царя Самуила Косара, или
Феодора, отличалась милосердием и часто обходила темницы. Она полю- била молодого красивого пленника и умолила отца, который ни в чем ей не мог отказать, отпустить его. Царь Самуил женил святого Иоанна- Владимира на своей дочери и вернул ему трон. Вернувшись домой, король Иоанн-
Владимир предложил Феодоре жить целомудренно, во исполнение запове- ди Христовой (Мф. 19, 10?12; 1 Кор. 7,29). Феодора послушала его, и так они жили, любя Бога и управляя своим народом со страхом Божиим. Тем временем произошли измене-
ния в Болгарском царстве. Умер царь Самуил, был убит его сын Гавриил; на престол взошел Владислав ? недоброжелатель святого Иоанна- Владимира. Святому Иоанну- Владимиру было видение: он увидел орла, несшего крест. Птица парила над лесом, затем опустилась и поло- жила крест на землю. Блаженный король поклонился кресту и воздвиг на этом месте храм, в котором молил- ся днем и ночью, ожидая мучениче- ского конца. Царь Владислав замыслил присо-
единить к своим владениям державу святого Иоанна-Владимира и с этой целью позвал его к себе будто бы для заключения какого-то договора. На- прасно Феодора, предчувствуя недоб- рое, убеждала мужа не ехать. Святой Иоанн-Владимир прибыл в Пресну. Увидев подходившего короля, Вла- |
дислав выхватил меч и ударил свято-
го Иоанна-Владимира, но не смог причинить ему вреда. Святой сказал ему: «Хочешь убить меня, брат, но не можешь!» И, вынув свой меч, отдал ему, говоря: «Возьми и убей меня, готов на смерть, как Исаак и Авель». Владислав, помраченный умом, схва- тил меч и отсек голову мученику. Обезглавленный Иоанн-Владимир взял свою отсеченную главу, подъ- ехал на коне к храму и сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Убийца бежал в ужасе. Так принял мученическую смерть блаженный Иоанн-Владимир 22 мая 1015 года. В первую ночь после погребения
святого над его могилой был виден чудный свет. Это так напугало Бол- гарского царя, что он отдал тело святого его супруге Феодоре и разре- шил его погребение, где она пожела- ет. Вдова положила тело мужа в храме во имя Пресвятой Девы Марии в Крайне; приняв монашество, она провела остаток жизни вблизи гроба любимого мужа (впоследствии она была погребена рядом с ним). Царь Владислав погиб при осаде
сербского города Драча в начале 1018 года. Ему внезапно явился воин с ликом святого Иоанна-Владимира, а когда он в ужасе бросился бежать, ангел Божий поразил его. Святые мощи короля Иоанна-
Владимира около 1215 года были пе- ренесены в г. Драч, затем в мона- стырь святого Иоанна в Албанию. В этой обители, посвященной королю- мученику, было явлено много чудес. Память святого мученика Иоанна- Владимира чтили сербы, албанцы и греки, называя его чудотворцем и мироточцем. Святому королю- мученику вскоре были написаны служба и житие сначала на сербском, затем на греческом языке. Впослед- ствии сербский текст был утерян и хилендарские монахи Лука и Парфе- ний вновь перевели службу и житие с греческого на сербский. Они внесены в Сербляк в 1861 году митрополитом Белградским Михаилом. В 1925 году святому мученику Иоанну- Владимиру воздвигнут храм в мона-
стыре во имя святого Наума на Охридском озере. На иконах святой часто изображается с царской коро- ной на голове, в правой руке он держит крест, в левой?свою голову. |
||
|
|||