412
Месяц май
щи, и Господь внял его молитве.
Некоторое время царь Самуил не
мог нанести поражения осажденным
сербам, но местный князь оказался
предателем. Когда сербы поняли, что
поражение неизбежно, святой Иоанн-
Владимир собрал своих людей и ска-
зал им: «Лучше будет, если я положу
душу свою за вас и добровольно
предам свое тело на смерть, чем вы
пропадете от голода и меча». Сказав
это, он простился со всеми и отдал
себя в руки царю Самуилу, который
заключил его в темнице города
Пресна.
Святой Иоанн-Владимир непре-
станно молился в темнице, и ему был
послан ангел Божий, который укреп-
лял его дух и предсказал освобожде-
ние, а впоследствии мученический
венец.
Дочь царя Самуила Косара, или
Феодора, отличалась милосердием и
часто обходила темницы. Она полю-
била молодого красивого пленника и
умолила отца, который ни в чем ей не
мог отказать, отпустить его. Царь
Самуил женил святого Иоанна-
Владимира на своей дочери и вернул
ему трон.
Вернувшись домой, король Иоанн-
Владимир предложил Феодоре жить
целомудренно, во исполнение запове-
ди Христовой (Мф. 19, 10?12;
1 Кор. 7,29). Феодора послушала его, и
так они жили, любя Бога и управляя
своим народом со страхом Божиим.
Тем временем произошли измене-
ния в Болгарском царстве. Умер царь
Самуил, был убит его сын Гавриил;
на престол взошел Владислав ?
недоброжелатель святого Иоанна-
Владимира. Святому Иоанну-
Владимиру было видение: он увидел
орла, несшего крест. Птица парила
над лесом, затем опустилась и поло-
жила крест на землю. Блаженный
король поклонился кресту и воздвиг
на этом месте храм, в котором молил-
ся днем и ночью, ожидая мучениче-
ского конца.
Царь Владислав замыслил присо-
единить к своим владениям державу
святого Иоанна-Владимира и с этой
целью позвал его к себе будто бы для
заключения какого-то договора. На-
прасно Феодора, предчувствуя недоб-
рое, убеждала мужа не ехать. Святой
Иоанн-Владимир прибыл в Пресну.
Увидев подходившего короля, Вла-
дислав выхватил меч и ударил свято-
го Иоанна-Владимира, но не смог
причинить ему вреда. Святой сказал
ему: «Хочешь убить меня, брат, но не
можешь!» И, вынув свой меч, отдал
ему, говоря: «Возьми и убей меня,
готов на смерть, как Исаак и Авель».
Владислав, помраченный умом, схва-
тил меч и отсек голову мученику.
Обезглавленный Иоанн-Владимир
взял свою отсеченную главу, подъ-
ехал на коне к храму и сказал: «В
руце Твои, Господи, предаю дух мой».
Убийца бежал в ужасе. Так принял
мученическую смерть блаженный
Иоанн-Владимир 22 мая 1015 года.
В первую ночь после погребения
святого над его могилой был виден
чудный свет. Это так напугало Бол-
гарского царя, что он отдал тело
святого его супруге Феодоре и разре-
шил его погребение, где она пожела-
ет. Вдова положила тело мужа в
храме во имя Пресвятой Девы Марии
в Крайне; приняв монашество, она
провела остаток жизни вблизи гроба
любимого мужа (впоследствии она
была погребена рядом с ним).
Царь Владислав погиб при осаде
сербского города Драча в начале
1018 года. Ему внезапно явился воин
с ликом святого Иоанна-Владимира,
а когда он в ужасе бросился бежать,
ангел Божий поразил его.
Святые мощи короля Иоанна-
Владимира около 1215 года были пе-
ренесены в г. Драч, затем в мона-
стырь святого Иоанна в Албанию. В
этой обители, посвященной королю-
мученику, было явлено много чудес.
Память святого мученика Иоанна-
Владимира чтили сербы, албанцы и
греки, называя его чудотворцем и
мироточцем. Святому королю-
мученику вскоре были написаны
служба и житие сначала на сербском,
затем на греческом языке. Впослед-
ствии сербский текст был утерян и
хилендарские монахи Лука и Парфе-
ний вновь перевели службу и житие с
греческого на сербский. Они внесены
в Сербляк в 1861 году митрополитом
Белградским Михаилом. В 1925 году
святому          мученику          Иоанну-
Владимиру воздвигнут храм в мона-
стыре во имя святого Наума на
Охридском озере. На иконах святой
часто изображается с царской коро-
ной на голове, в правой руке он
держит крест, в левой?свою голову.