42
Месяц май
Велико общенациональное значе-
ние святителя Ермогена, неутомимо-
го борца за чистоту Православия и
единство Русской земли. Его церков-
ная и патриотическая деятельность в
течение нескольких столетий служит
ярким образцом пламенной веры и
любви к своему народу для русского
человека. Церковная деятельность
Первосвятителя         характеризуется
внимательным и строгим отношени-
ем к Богослужению. При нем были
изданы: Евангелие, Минеи Месяч-
ные: сентябрь (1607 г.), октябрь
(1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые
двадцать дней декабря, а также напе-
чатан «Большой Церковный Устав» в
1610 году. При этом святитель Ермо-
ген не ограничивался благословени-
ем к изданию книг, но тщательно
наблюдал за исправностью текстов.
По благословению святителя Ермоге-
на с греческого на русский язык была
переведена служба святому апостолу
Андрею Первозванному (память 30
ноября) и восстановлено празднова-
ние его памяти в Успенском соборе.
Под наблюдением Первосвятителя
были сделаны новые станки для
печатания Богослужебных книг и
построено новое здание типографии,
пострадавшее во время пожара 1611
года, когда Москва была подожжена
поляками. Заботясь о соблюдении
Богослужебного чина, святитель Ер-
моген составил «Послание наказа-
тельно ко всем людям, паче же
священником и диаконом о исправле-
нии церковного пения». «Послание»
обличает священнослужителей в неу-
ставном совершении церковных
служб ? многогласии, а мирян?в
неблагоговейности при Богослуже-
нии.
Широко известна литературная
деятельность Первосвятителя Рус-
ской Церкви. Его перу принадлежит:
повесть о Казанской иконе Божией
Матери и служба этой иконе (1594 г.);
послание Патриарху Иову, содержа-
щее сведения о казанских мучениках
(1591 г.); сборник, в котором рассмат-
риваются вопросы Богослужения
{1598 г.); патриотические грамоты и
воззвания, обращенные к русскому
народу (1606?1613) и другие произ-
ведения.
Отзывы современников свиде-
тельствуют о Патриархе Ермогене
как человеке выдающегося ума и
начитанности: «Государь велика ра-
зума и смысла и мудра ума», «чуден
зело и многаго разсуждения», «зело
премудростию украшен и в книжном
учении изящен», «о Божественных
словесех присно упражняется и вся
книги Ветхаго Закона и Новыя
Благодати, и уставы церковныя и
правила законный до конца извыче».
Святитель Ермоген много занимался
в монастырских библиотеках, прежде
всего в богатейшей библиотеке Мос-
ковского Чудова монастыря, где вы-
писывал из древних рукописей цен-
нейшие исторические сведения, поло-
женные в основу летописных запи-
сей. В XVII веке «Воскресенскую
летопись» называют летописцем Свя-
тейшего Патриарха Ермогена. В со-
чинениях Предстоятеля Русской
Церкви и его архипастырских грамо-
тах постоянно встречаются ссылки на
Священное Писание и примеры, взя-
тые из истории, что свидетельствует о
глубоком знании Слова Божия и
начитанности в церковной письмен-
ности того времени.
С этой начитанностью Патриарх
Ермоген соединял и выдающиеся спо-
собности проповедника и учителя.
Отзывы современников характеризу-
ют нравственный облик Первосвяти-
теля как «мужа благочестиваго», «из-
вестнаго чистаго жития», «истиннаго
пастыря стада Христова», «неложна-
го стоятеля по вере христианской».
Эти качества святителя Ермогена
с особенной силой проявились в Смут-
ное время, когда Русскую землю
постигло несчастие внутреннего не-
строения, усугубленное польско-
литовским нашествием. В тот мрач-
ный период Первосвятитель Русской
Церкви самоотверженно оберегал
Русское государство, словом и делом
защищая православную веру от ла-
тинства и единство нашего Отечества
от врагов внутренних и внешних.
Свой подвиг спасения Родины святи-
тель Ермоген увенчал мученической
кончиной, перешедшей в благодатное
молитвенное Небесное заступниче-
ство за наше отечество у Престола
Святой Троицы.
Литература
1.  Виноградов И., священник. Ве-
ликий борец и страдалец за Русскую
землю. Сергиев Цосад, 1915.
2.  Кедров С. Жизнеописание Свя-
тейшего Гермогена, Патриарха Мос-
ковского и всея Руси. М., 1912.