|
|||
42
|
Месяц май
|
||
|
|||
Велико общенациональное значе-
ние святителя Ермогена, неутомимо- го борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церков- ная и патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви к своему народу для русского человека. Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношени-
ем к Богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месяч- ные: сентябрь (1607 г.), октябрь (1609 г.), ноябрь (1610 г.) и первые двадцать дней декабря, а также напе- чатан «Большой Церковный Устав» в 1610 году. При этом святитель Ермо- ген не ограничивался благословени- ем к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермоге- на с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднова- ние его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания Богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении Богослужебного чина, святитель Ер- моген составил «Послание наказа- тельно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправле- нии церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неу- ставном совершении церковных служб ? многогласии, а мирян?в неблагоговейности при Богослуже- нии. Широко известна литературная
деятельность Первосвятителя Рус- ской Церкви. Его перу принадлежит: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594 г.); послание Патриарху Иову, содержа- щее сведения о казанских мучениках (1591 г.); сборник, в котором рассмат- риваются вопросы Богослужения {1598 г.); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606?1613) и другие произ- ведения. Отзывы современников свиде-
тельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика ра- |
зума и смысла и мудра ума», «чуден
зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законный до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Мос- ковского Чудова монастыря, где вы- писывал из древних рукописей цен- нейшие исторические сведения, поло- женные в основу летописных запи- сей. В XVII веке «Воскресенскую летопись» называют летописцем Свя- тейшего Патриарха Ермогена. В со- чинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамо- тах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взя- тые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письмен- ности того времени. С этой начитанностью Патриарх
Ермоген соединял и выдающиеся спо- собности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризу- ют нравственный облик Первосвяти- теля как «мужа благочестиваго», «из- вестнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложна- го стоятеля по вере христианской». Эти качества святителя Ермогена
с особенной силой проявились в Смут- ное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего не- строения, усугубленное польско- литовским нашествием. В тот мрач- ный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от ла- тинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святи- тель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступниче- ство за наше отечество у Престола Святой Троицы. Литература
1. Виноградов И., священник. Ве-
ликий борец и страдалец за Русскую землю. Сергиев Цосад, 1915. 2. Кедров С. Жизнеописание Свя-
тейшего Гермогена, Патриарха Мос- ковского и всея Руси. М., 1912. |
||
|
|||