13-й день
«7
В 1625 году инок Макарий был
направлен епископом Пинским Авра-
мием в Купятицкий Пинский мона-
стырь. Там преподобный настолько
прославился подвижнической, добро-
детельной жизнью, что вскоре (в 1630
году) был рукоположен епископом
Лазарем (Барановичем) в сан иероди-
акона, а через два года ? и в иеромо-
наха.
С 1637 года преподобный Мака-
рий исполнял обязанности настоятеля
Каменецкого Воскресенского мона-
стыря (Гродненская область), а с 1656
по 1659 годы был настоятелем Купя-
тицкого Пинского монастыря. В 1660
году, в сане архимандрита, «ко спасе-
нию вечному православные люди
приводя», святой Макарий руководил
братией родного Овручского Успен-
ского монастыря.
Это было тяжелое время для пра-
вославных христиан Западной Руси.
Католическая Польша старалась на-
вязать православному народу унию и
латинство. Униаты и монахи-
доминиканцы неоднократно напада-
ли на обитель преподобного, грабили
церковное имущество, наносили по-
бои и оскорбления братии. Но угодник
Божий Макарий не падал духом и
ободрял братию надеждой на небес-
ное заступничество. «Повторяйте,
повторяйте чаще слова пророка Да-
вида,?говорил он,? Господь просве-
щение мое и Спаситель мой! Кого
убоюся?.. Аще востанет на мя брань,
на Него аз уповаю» (Пс. 26, 1?3). И
сердца иноков укреплялись твердой
верой и надеждой на Всесильного
Бога.
Во время нападения на обитель в
1671 году униаты призывали святого
Макария перейти в унию, но «веры
православныя неустрашимый защит-
ниче» мужественно отвечал: «Какое
общение возможно для нас с вами?
Вы оставили правила Вселенских
Соборов, приняли предания лжи и
вместо того, чтобы быть под Главою
Церкви Иисусом Христом, преклони-
лись перед земным властителем ?
римским папой». Разъяренные поля-
ки, подстрекаемые иезуитами, разо-
рили город и обитель и разогнали всех
иноков, Преподобный Макарий от-
правился в Киево-Печерскую Лавру.
Здесь он провел в подвигах два года.
Но такой ревностный защитник Пра-
вославия нужен был не только в
ПРП'МЧКШКЙ
тшшш
Киеве. Митрополит Киевский Иосиф
(Нелюбович-Тукальский) назначил
архимандрита Макария настоятелем
Каневского монастыря. Там угодник
Божий, «поучая всех истинней вере и
житию Богоугодному», прославился
многими чудесами и благодатным
даром прозрения. Множество убогих,
бедных, больных и скорбящих людей
приходили к нему в обитель, где
получали духовный совет и исцеле-
ние.
Однажды святой Макарий исце-
лил ослепшего жителя города Канева.
«Веруй и молись Тому, Кто дал
зрение слепому,? сказал он,? иди к
навечерию Богоявления Господня и
молись». Во время Богослужения,
когда преподобный читал слова мо-
литвы на освящение воды «Велий еси
Господи и чудна дела Твоя», слепой
увидел мелькнувший возле глаз яр-
кий луч света и внезапно прозрел. В
благодарность Богу исцелившийся
построил храм в честь Святого Бого-
явления. Известен случай, когда пре-
подобный Макарий «ленивого и неб-
лагонравного сына жены благочести-
выя» добрым советом и молитвой
обратил к покаянию. «Читай одну
молитву «Отче наш»,? говорил пре-
подобный юноше,? и в ней найдешь