|
|||
14-й день
|
93
|
||
|
|||
шись на небольшой доске в штормо-
вых волнах, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блаженный Ис- идор, шедший по воде, как по суше. Чудесным образом блаженный Ис- идор вернул на корабль купца и повелел ему объяснять всем чудесное избавление от смерти силой Боже- ственного милосердия. Впоследствии при случайной встрече на одной из ростовских улиц со спасенным им купцом он вновь настоятельно потре- бовал не разглашать тайну своего чудесного заступничества, а возда- вать благодарение Богу. Сохранился и другой рассказ о
даре чудотворений блаженного Ис- идора. Однажды блаженный Исидор пришел ко двору Ростовского князя в момент, когда тот принимал у себя епископа, и просил у одного из страж- ников воды для утоления жажды, но был грубо изгнан от княжеского двор- ца. Тем временем слуги, посланные князем за водой для стола, были немало удивлены, обнаружив все со- суды с запасенной прежде водой совершенно пустыми. Когда князю доложили а грубом обращении с юро- дивым, он строго наказал своего стражника, повелел отыскать' бла- женного Исидора и умолить его явиться во дворец. Вскоре угодник Божий был доставлен к князю. Он вошел с большой просфорой в руках, которую преподнес епископу со слова- ми: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии». Ко всеобще- му удивлению, все пустые сосуды оказались при этом вновь наполнен- ными чистой родниковой водой. И всем стало ясно, что его слова о чудесном перенесении в Киев и о мгновенном возвращении с просфо- рой в Ростов не были плодом вообра- жения блаженного, которого ангел Божий действительно восхитил, по- добно святому Георгию, игумену горы Синайской (восхищенному из своей келлии в Иерусалим и возвращенно- му обратно после причащения Свя- тых Христовых Тайн из рук Святей- шего Патриарха Петра). Современники блаженного Исидо-
ра, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, на- зывали святого «Твердисловом». Осо- |
бенно ярким подтверждением пра-
вильности этого прозвища служит эпизод, когда блаженный Исидор явился в разгар брачного торжества по случаю венчания князя Саввы Оболенского и княжны Дарьи Лухов- ской и, подойдя к новобрачному, вручил ему собственноручно сплетен- ный венок из полевых цветов со словами: "Вот тебе, князь, и архи- ерейская шапка». Таинственный смысл сказанных слов удивил новоб- рачных и их гостей, однако неясность предсказаний святого вскоре всех успокоила. И все же поступок блажен- ного Исидора и его слова оказались свидетельством его прозорливости: спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный в своем го- ре, князь Оболенский оставил мир и после пострижения в монашество с именем Иоасаф удалился в Ферапон- тов монастырь. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архи- ерейской кафедре в сане архиеписко- па Ростовского (1"1489). Блаженный Исидор получил от-
кровение от Господа о своей кончине за несколько дней до смерти. Он мирно отошел к Господу в своей хворостяной келлии 14 мая 1474 го- да. Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивитель- ным благоуханием, внезапно разлив- шимся по всему городу. Некий прохо- жий, находившийся неподалеку от келлии святого угодника Божия, по- чувствовал благоухание, исходившее от его хижины. Когда он в нее вошел, то обнаружил святого Исидора, ле- жавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками, а лицо было устремленным горе. Погре- бен святой на месте, где стояла его хижина, а над могилой вскоре был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня. Впоследствии, в 1566 году, на средства и по приказу Иоанна Грозного деревянный храм был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний при- дел во имя блаженного Исидора. Мощи святого почивали в этом при- деле под спудом. Блаженный Исидор почитался
Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря мо- |
||
|
|||