|
|
|
|
|
|||
|
410
|
Месяц май
|
||
|
|
|||
|
вать Иверской или Вратарницей
(празднование 12 февраля). Тайноз- рителями Божией Матери были свя- той Геннадий Ватопедский (па- мять 17 ноября), сподобившийся ви- деть совершенное чудо, когда Пресвя- тая Богородица незримо для других наполнила елеем пустой сосуд, а также преподобный Косма, отшель- ник Зографский (1*1323; память 22 сентября), наблюдавший за тем, как Пречистая Дева распоряжалась в храме во время службы и сподобив- шийся в другой раз слышать Ее голос, который повелел ему удалиться из монастыря на безмолвие. Божия Ма- терь благословила на мученичество преподобномученика Агафангела Есфигменского(1"1819; память 19 ап- реля), который некогда под угрозой отрекся от Христа и принял магоме- танство, но впоследствии, став афонским монахом, исповедал перед турками свою веру и был обезглавлен; пришла Она утешить святого муче- ника Константина (11810; память 2 июня), который находился перед казнью в темнице после невыноси- мых сорокадневных пыток; этот афонский монах в детстве был маго- метанином, но впоследствии решил исповедать Христа перед бывшими единоверцами. Любовь Пречистой Божией Мате-
ри к избранному Своему уделу прояв- лялась еще и в чудесных знамениях от Ее икон. Православная Церковь особо чтит память прославления чу- дотворных образов Божией Матери Акафистной (память 12 января), Иверской (память 12 февраля и 13 октября ),Млекопитательницы (па- мять 12 января), Скоропослушницы (память 9 ноября), Достойно есть (па- мять 11 июня), Троеручицы (память 28 июня и 12 июля) и многих других икон, находящихся на Афоне. Списки с этих образов во множестве распро- странялись на Руси и не раз Богоро- дица помогала русским богомольцам, с верою к Ней обращавшимся. На Святой Афонской Горе и поны-
не существуют Великая Лавра и монастыри, издревле прославивши- еся своими подвижниками. Некогда, во времена расцвета духовной жизни (X?XIV), количество обителей до- стигало здесь едва ли не сотни. К XX веку сохранилось всего 20 мона- стырей, 12 скитов и некоторое, меня- |
ющееся со временем, количество от-
шельнических келлий. Церковь свято почитает основателей, строителей и возобновителей святых обителей: строителя и первого настоятеля двух монастырей ? во имя святого велико- мученика и победоносца Георгия и Ксиропотамской обители?препо- добного Павла Ксиропотамского (1"1Х в.; память 28 июля); основате- лей Дохиарского монастыря препо- добных Евфимия и Неофита (1"Х в.; память 9 ноября), учеников преподобного Афанасия Афонского; основателей и первых игуменов зна- менитой Иверской обители преподоб- ного Иоанна (+998; память 12 июля) и его сына преподобного Евфимия, именуемого в Грузии Новым Златоу- стом (1*1028; память 13 мая); возобно- вителя Хилендарского монастыря, бывшего Сербского царя, преподобно- го Симеона Мироточивого (1*1200; память 13 февраля): ктитора обители Крестителя Господня Иоанна Предтечи преподобного Дионисия и его сподвижника преподобного Доме- тия (1*Х1У в.; память 25 июля); осно- вателя Григориатской обители препо- добного Григория Серба (+ХУ в.; память 8 декабря). Эти прославленные монастыри
воспитали многих наставников, учи- телей и духоносных отцов Святой Православной Церкви. В Иверской обители подвизался преемник под- вижника Евфимия преподобный Ге- оргий Иверский (1*1065; память 27 июня), который продолжил его дело по переводу на грузинский язык Священного Писания и Богослужеб- ных книг. Ватопедская обитель дала Православию великого богослова и писателя святителя Григория Пала- му, архиепископа Солунского (1*1359; память 14 ноября); это был замеча- тельный теоретик и практик исихаз- ма?учения, которое шло от пустын- ников IV века и утвердилось на Афо- не еще в VI веке стараниями блажен- ного Исихия Хоривита, Безмол- вника (память 3 октября). В этом же монастыре подвизались преподобные Никодим (1"Х1У в.; память 11 июля) и Никифор (1*Х1У в.; память 4 мая), которые известны как учители и наставники святителя Григория Па- ламы. Святой Никифор оставил после себя сочинение «Мудрый способ Иисусовой молитвы», вошедшее в |
||
|
|
|||