410
Месяц май
вать Иверской или Вратарницей
(празднование 12 февраля). Тайноз-
рителями Божией Матери были свя-
той Геннадий Ватопедский (па-
мять 17 ноября), сподобившийся ви-
деть совершенное чудо, когда Пресвя-
тая Богородица незримо для других
наполнила елеем пустой сосуд, а
также преподобный Косма, отшель-
ник Зографский
(1*1323; память
22 сентября), наблюдавший за тем,
как Пречистая Дева распоряжалась в
храме во время службы и сподобив-
шийся в другой раз слышать Ее голос,
который повелел ему удалиться из
монастыря на безмолвие. Божия Ма-
терь благословила на мученичество
преподобномученика Агафангела
Есфигменского(1"1819; память 19 ап-
реля), который некогда под угрозой
отрекся от Христа и принял магоме-
танство, но впоследствии, став
афонским монахом, исповедал перед
турками свою веру и был обезглавлен;
пришла Она утешить святого муче-
ника Константина (11810; память
2 июня), который находился перед
казнью в темнице после невыноси-
мых сорокадневных пыток; этот
афонский монах в детстве был маго-
метанином, но впоследствии решил
исповедать Христа перед бывшими
единоверцами.
Любовь Пречистой Божией Мате-
ри к избранному Своему уделу прояв-
лялась еще и в чудесных знамениях
от Ее икон. Православная Церковь
особо чтит память прославления чу-
дотворных образов Божией Матери
Акафистной (память 12 января),
Иверской (память 12 февраля и
13 октября ),Млекопитательницы (па-
мять 12 января), Скоропослушницы
(память 9 ноября), Достойно есть (па-
мять 11 июня), Троеручицы (память
28 июня и 12 июля) и многих других
икон, находящихся на Афоне. Списки
с этих образов во множестве распро-
странялись на Руси и не раз Богоро-
дица помогала русским богомольцам,
с верою к Ней обращавшимся.
На Святой Афонской Горе и поны-
не существуют Великая Лавра и
монастыри, издревле прославивши-
еся своими подвижниками. Некогда,
во времена расцвета духовной жизни
(X?XIV), количество обителей до-
стигало здесь едва ли не сотни. К
XX веку сохранилось всего 20 мона-
стырей, 12 скитов и некоторое, меня-
ющееся со временем, количество от-
шельнических келлий. Церковь свято
почитает основателей, строителей и
возобновителей святых обителей:
строителя и первого настоятеля двух
монастырей ? во имя святого велико-
мученика и победоносца Георгия и
Ксиропотамской обители?препо-
добного Павла Ксиропотамского
(1"1Х в.; память 28 июля); основате-
лей Дохиарского монастыря препо-
добных Евфимия и Неофита
(1"Х в.; память 9 ноября), учеников
преподобного Афанасия Афонского;
основателей и первых игуменов зна-
менитой Иверской обители преподоб-
ного Иоанна (+998; память 12 июля)
и его сына преподобного Евфимия,
именуемого в Грузии Новым Златоу-
стом (1*1028; память 13 мая); возобно-
вителя Хилендарского монастыря,
бывшего Сербского царя, преподобно-
го Симеона Мироточивого (1*1200;
память 13 февраля): ктитора обители
Крестителя Господня Иоанна
Предтечи преподобного Дионисия и
его сподвижника преподобного Доме-
тия
(1*Х1У в.; память 25 июля); осно-
вателя Григориатской обители препо-
добного Григория Серба (+ХУ в.;
память 8 декабря).
Эти прославленные монастыри
воспитали многих наставников, учи-
телей и духоносных отцов Святой
Православной Церкви. В Иверской
обители подвизался преемник под-
вижника Евфимия преподобный Ге-
оргий Иверский
(1*1065; память
27 июня), который продолжил его
дело по переводу на грузинский язык
Священного Писания и Богослужеб-
ных книг. Ватопедская обитель дала
Православию великого богослова и
писателя святителя Григория Пала-
му,
архиепископа Солунского (1*1359;
память 14 ноября); это был замеча-
тельный теоретик и практик исихаз-
ма?учения, которое шло от пустын-
ников IV века и утвердилось на Афо-
не еще в VI веке стараниями блажен-
ного Исихия Хоривита, Безмол-
вника (память 3 октября). В этом же
монастыре подвизались преподобные
Никодим (1"Х1У в.; память 11 июля)
и Никифор (1*Х1У в.; память 4 мая),
которые известны как учители и
наставники святителя Григория Па-
ламы. Святой Никифор оставил после
себя сочинение «Мудрый способ
Иисусовой молитвы», вошедшее в