|
|
|
|
|
|||
|
В Неделю 2-ю по Пятидесятнице
|
411
|
||
|
|
|||
|
издание, названное «Добротолюбие».
Еще одним духовным руководителем святителя Григория был старец Лав- ры преподобного Афанасия Григо- рий Византийский (+ок. 1360; па- мять 6 апреля). Другой великий пра- вославный учитель преподобный Григорий Синаит (+1310; память 8 августа) вобрал опыт подвижниче- ской жизни, обойдя на Афоне все монастыри и познакомившись со все- ми знаменитыми для своего времени старцами Святой Горы, и написал множество наставлений о внутренней жизни и несколько канонов. Его уче- ник преподобный Ромил (+1375; па- мять 16 января), живший в Лавре святого Афанасия, был наставником монаха Григория, будущего Митропо- лита Киевского (+1419). Воспитанни- ком Хилендарского монастыря был известный болгарский учитель, автор «Истории славяноболгарской» препо- добный Паисий (1"XVIII в.; память 19 июня). Огромное количество высо-
кодуховных творений оставил после себя воспитанник Дионисиатского монастыря и Пантократорского скита преподобный Никодим Святогорец (1*1809; память 1 июля), автор знаме- нитой «Невидимой брани», предисло- вия к «Добротолюбию», многих агиог- рафических трудов и «Службы Пре- подобным и Богоносным отцам, на Афоне постнически просиявшим» и др. Насельником русского Пантеле- ймонов а монастыря был святитель Савва, первый архиепископ Серб- ский (+1237; память 12 января); ему принадлежит новая редакция Кор- мчей книги, которая легла в основу всех ее русских изданий. Святая Гора Афон, в частности
Хилендарский монастырь, оказали огромное влияние на Сербскую Цер- ковь. Из этой обители вышли многие сербские святители: кроме святителя Саввы I, который участвовал вместе со своим отцом святым Симеоном Мироточивым в строительстве Хи- лендарской обители, здесь до своего святительского служения подвиза- лись архиепископ Арсений I (+1266; память 28 октября); архиепископ Савва II (+1271; память 8 февраля); архиепископ Иоанникий I (+1269; память 28 мая); архиепископ Евста- фий (+1279; память 4 января); архи- епископ Даниил (+1338; память 20 декабря)?составитель «Родосло-
|
ва», книги, описывающей жизнь
сербских царей и первосвятителей; Патриарх Ефрем II (+1400; память 15 июня). Начинал свои подвиги на Афоне в
Есфигемской обители святитель Афанасий I, Патриарх Константи- нопольский (+1311; память 24 октяб- ря), дважды удостоившийся в жизни Божественных откровений. В 1308 году он возвел в сан Митрополи- та Киевского святителя Петра (+1326; память 21 декабря). Здесь же на Святой Горе начинали монашескую жизнь первосвятители Православной Церкви Патриархи Каллист I Ката- фиогит (+1363; память 21 июня) и Каллист II Ксанфопула (+кон. XIV в.; память 22 ноября). Оба они известны как авторы духовных аске- тических творений. На Афон в конце жизни за утешением и в поисках сердечного мира и тишины пришел святитель Нифонт, Патриарх Кон- стантинопольский (+1460; память 11 августа), который, скрыв свой сан, нес послушание как простой монах. Часто бывавший в России святитель Афанасий III Пателарий, Патри- арх Константинопольский, Лубен- ский чудотворец (+1654; память 2 мая), за свою долгую жизнь не раз удалялся на Афон для молитвенного уединения. Здесь подвизались святи- тель Василий, архиепископ Солун- ский (+1Х в.; память 1 февраля), свя- титель Феона, епископ Солунский (+Х\П в.; память 4 апреля), и святи- тель Феодосии, митрополит Трапе- зундский (+XVI в.; память 11 янва- ря), который пришел на святитель- скую кафедру из игуменов Филофеев- ской обители. Безмолвие, постнические труды,
пустынножительство, внутреннее ум- ное делание, смирение, терпение и другие высшие монашеские качества привели к святости многих афонских иноков: преподобный Евфимий Но- вый, Солунский (+889; память 15 октября), безмолвствовал в пеще- ре; преподобный Фома Малеин (+Х в.; память 7 июля) удостоился откровения пророка Илии, а от Госпо- да? благодати исцеления недугов; преподобный Нифонт (+1330; па- мять 14 июня) имел пророческий дар; мощи преподобного Дамиаиа Есфи- гемского (+нач. XIV в.; память 23 февраля) через сорок дней после |
||
|
|
|||