В Неделю 2-ю по Пятидесятнице
411
издание, названное «Добротолюбие».
Еще одним духовным руководителем
святителя Григория был старец Лав-
ры преподобного Афанасия Григо-
рий Византийский
(+ок. 1360; па-
мять 6 апреля). Другой великий пра-
вославный учитель преподобный
Григорий Синаит (+1310; память
8 августа) вобрал опыт подвижниче-
ской жизни, обойдя на Афоне все
монастыри и познакомившись со все-
ми знаменитыми для своего времени
старцами Святой Горы, и написал
множество наставлений о внутренней
жизни и несколько канонов. Его уче-
ник преподобный Ромил (+1375; па-
мять 16 января), живший в Лавре
святого Афанасия, был наставником
монаха Григория, будущего Митропо-
лита Киевского (+1419). Воспитанни-
ком Хилендарского монастыря был
известный болгарский учитель, автор
«Истории славяноболгарской» препо-
добный Паисий (1"XVIII в.; память
19  июня). Огромное количество высо-
кодуховных творений оставил после
себя воспитанник Дионисиатского
монастыря и Пантократорского скита
преподобный Никодим Святогорец
(1*1809; память 1 июля), автор знаме-
нитой «Невидимой брани», предисло-
вия к «Добротолюбию», многих агиог-
рафических трудов и «Службы Пре-
подобным и Богоносным отцам, на
Афоне постнически просиявшим» и
др. Насельником русского Пантеле-
ймонов а монастыря был святитель
Савва, первый архиепископ Серб-
ский (+1237; память 12 января); ему
принадлежит новая редакция Кор-
мчей книги, которая легла в основу
всех ее русских изданий.
Святая Гора Афон, в частности
Хилендарский монастырь, оказали
огромное влияние на Сербскую Цер-
ковь. Из этой обители вышли многие
сербские святители: кроме святителя
Саввы I, который участвовал вместе
со своим отцом святым Симеоном
Мироточивым в строительстве Хи-
лендарской обители, здесь до своего
святительского служения подвиза-
лись архиепископ Арсений I (+1266;
память 28 октября); архиепископ
Савва II (+1271; память 8 февраля);
архиепископ Иоанникий I (+1269;
память 28 мая); архиепископ Евста-
фий
(+1279; память 4 января); архи-
епископ Даниил (+1338; память
20  декабря)?составитель «Родосло-
ва», книги, описывающей жизнь
сербских царей и первосвятителей;
Патриарх Ефрем II (+1400; память
15 июня).
Начинал свои подвиги на Афоне в
Есфигемской обители святитель
Афанасий I, Патриарх Константи-
нопольский (+1311; память 24 октяб-
ря), дважды удостоившийся в жизни
Божественных откровений. В
1308 году он возвел в сан Митрополи-
та Киевского святителя Петра (+1326;
память 21 декабря). Здесь же на
Святой Горе начинали монашескую
жизнь первосвятители Православной
Церкви Патриархи Каллист I Ката-
фиогит
(+1363; память 21 июня) и
Каллист II Ксанфопула (+кон.
XIV в.; память 22 ноября). Оба они
известны как авторы духовных аске-
тических творений. На Афон в конце
жизни за утешением и в поисках
сердечного мира и тишины пришел
святитель Нифонт, Патриарх Кон-
стантинопольский (+1460; память
11 августа), который, скрыв свой сан,
нес послушание как простой монах.
Часто бывавший в России святитель
Афанасий III Пателарий, Патри-
арх Константинопольский, Лубен-
ский чудотворец (+1654; память
2 мая), за свою долгую жизнь не раз
удалялся на Афон для молитвенного
уединения. Здесь подвизались святи-
тель Василий, архиепископ Солун-
ский (+1Х в.; память 1 февраля), свя-
титель Феона, епископ Солунский
(+Х\П в.; память 4 апреля), и святи-
тель Феодосии, митрополит Трапе-
зундский (+XVI в.; память 11 янва-
ря), который пришел на святитель-
скую кафедру из игуменов Филофеев-
ской обители.
Безмолвие, постнические труды,
пустынножительство, внутреннее ум-
ное делание, смирение, терпение и
другие высшие монашеские качества
привели к святости многих афонских
иноков: преподобный Евфимий Но-
вый, Солунский
(+889; память
15 октября), безмолвствовал в пеще-
ре; преподобный Фома Малеин
(+Х в.; память 7 июля) удостоился
откровения пророка Илии, а от Госпо-
да? благодати исцеления недугов;
преподобный Нифонт (+1330; па-
мять 14 июня) имел пророческий дар;
мощи преподобного Дамиаиа Есфи-
гемского
(+нач. XIV в.; память
23 февраля) через сорок дней после