|
|
|
|
|
|||
|
В Неделю 2-ю по Пятидесятнице
|
413
|
||
|
|
|||
|
речение от Христа находятся препо-
добномученики Илия Ардунис (+1686; память 31 января), Никодим Мироточец (1" 1722; память 11 июля), Феодор (+1784; память 30 января), Иоанн Болгарин (+1794; память 5 марта), Георгий (+1794), Лука (+1802; память 23 марта), Никита (+1808; память 4 апреля), Прокопий (+1810; память 25 июня), Игнатий (+1814; память 18 октября), Евфи- мий Новый (+1814: память 22 мар- та), Акакий (+1816; память 1 мая) и многие другие. Теснейшими узами с Афоном на
протяжении почти тысячелетия свя- зана Русская Православная Церковь. Русские обители на Святой Горе являются одними из самых древней- ших. Сохранились документы о том, что Русский Пантелеймонов мона- стырь возник во времена равноапо- стольного великого князя Владимира (+1015; память 15 июля). Отец русско- го монашества преподобный Анто- ний Киево-Печерский (+1073; па- мять 10 июля) был афонским постри- жеником; он пришел к себе на родину по благословению старцев Святой Горы и принес с собой монашеский Устав, по которому он начал строить иноческую жизнь в основанном им монастыре. С этого времени связь с Афоном не прерывалась. Другой со- зидатель русского монашества препо- добный Сергий, игумен Радонежский (+1392; память 25 сентября и 5 июля), явился продолжателем традиций древних святых отцов, традиций, ко- торые были возобновлены в X? XIV веках афонскими подвижника- ми. Влияние Афона на преподобного Сергия несомненно. Его ученик пре- подобный Сергий Обнорский, Ну- ромский, Вологодский чудотво- рец (+1412; память 7 октября), при- шел к нему в Троицкую обитель со Святой Афонской Горы. Преподоб- ный Арсений Коневский (+1447; память 12 июня) дважды ходил на Афон. В первый раз он принес с собой на родину икону Божией Матери, получившую впоследствии название Коневской (память 10 июля) и прос- лавившуюся многими благодатными знамениями. Преподобный Савва Вишерский (+1461; память 1 октяб- ря) начинал подвиги на Афоне, где он трудился над переписыванием Богос- лужебных книг. Преподобный Савва |
Крыпецкий (+1495; память 28 авгу-
ста) был пострижеником Афона, где он научился подвигу отшельнической жизни и безмолвия. Исихастское уче- ние афонских монахов оказало несом- ненное влияние на подвижническое житие преподобного Нила Сорского (+1508; память 7 мая), который неко- торое время жил на Святой Горе. Известен его ученик, преподобный Иннокентий Комельский (+1521; память 19 марта), путешествовав- ший с преподобным Нилом на Свя- тую Гору. Особенно много сделал для Русской Православной Церкви инок Ватопедской обители преподобный Максим Грек (+1556; 21 января), трудившийся над переводами на цер- ковнославянский язык творений свя- тых отцов и Священных книг, над сочинениями против латинян, языч- ников и др. Русская Православная Церковь и
русские государи на протяжении мно- гих веков щедро одаривали афонские обители и деньгами, и драгоценностя- ми, и церковной утварью, и книгами. Связь Русской Церкви с Афоном не прерывается и до настоящего времени. История Афона, накопленный
опыт веков оправдывают данное Бо- гоматерью обетование. Взирая на Святую Гору как на Свое Божествен- ное наследие, Она и до сего дня не перестает подавать Свои благодат- ные щедроты, особенно тем, кто про- ходит здесь свой жизненный путь под крестом иноческого самоотвержения. Афон и его монастыри являются непоколебимым оплотом Правосла- вия. Литература
1. Афонский Патерик. Ч. 1 ? 2,
изд. 6-е. М., 1889?1890. 2. Вышний Покров над Афоном,
или сказания о святых. Изд. 9-е. М., 1902. 3. Порфирий (Успенский), епис-
коп. История Афона. Ч. 1?3. Киев, 1877. 4. Путеводитель по Святой Афон-
ской Горе. Изд. 8-е. М., 1903. 5. Служба преподобным и бого-
носным отцам, во Афоне постнически просиявшим. СПб., 1900. 6. Поучения по руководству
Афонского Патерика. Изд. 2-е. Афон, 1896. |
||
|
|
|||