В Неделю 2-ю по Пятидесятнице
413
речение от Христа находятся препо-
добномученики Илия Ардунис
(+1686; память 31 января), Никодим
Мироточец (1" 1722; память 11 июля),
Феодор (+1784; память 30 января),
Иоанн Болгарин (+1794; память
5 марта), Георгий (+1794), Лука
(+1802; память 23 марта), Никита
(+1808; память 4 апреля), Прокопий
(+1810; память 25 июня), Игнатий
(+1814; память 18 октября), Евфи-
мий Новый (+1814: память 22 мар-
та), Акакий (+1816; память 1 мая) и
многие другие.
Теснейшими узами с Афоном на
протяжении почти тысячелетия свя-
зана Русская Православная Церковь.
Русские обители на Святой Горе
являются одними из самых древней-
ших. Сохранились документы о том,
что Русский Пантелеймонов мона-
стырь возник во времена равноапо-
стольного великого князя Владимира
(+1015; память 15 июля). Отец русско-
го монашества преподобный Анто-
ний Киево-Печерский
(+1073; па-
мять 10 июля) был афонским постри-
жеником; он пришел к себе на родину
по благословению старцев Святой
Горы и принес с собой монашеский
Устав, по которому он начал строить
иноческую жизнь в основанном им
монастыре. С этого времени связь с
Афоном не прерывалась. Другой со-
зидатель русского монашества препо-
добный Сергий, игумен Радонежский
(+1392; память 25 сентября и 5 июля),
явился продолжателем традиций
древних святых отцов, традиций, ко-
торые были возобновлены в X?
XIV веках афонскими подвижника-
ми. Влияние Афона на преподобного
Сергия несомненно. Его ученик пре-
подобный Сергий Обнорский, Ну-
ромский, Вологодский чудотво-
рец
(+1412; память 7 октября), при-
шел к нему в Троицкую обитель со
Святой Афонской Горы. Преподоб-
ный Арсений Коневский (+1447;
память 12 июня) дважды ходил на
Афон. В первый раз он принес с собой
на родину икону Божией Матери,
получившую впоследствии название
Коневской (память 10 июля) и прос-
лавившуюся многими благодатными
знамениями. Преподобный Савва
Вишерский
(+1461; память 1 октяб-
ря) начинал подвиги на Афоне, где он
трудился над переписыванием Богос-
лужебных книг. Преподобный Савва
Крыпецкий (+1495; память 28 авгу-
ста) был пострижеником Афона, где
он научился подвигу отшельнической
жизни и безмолвия. Исихастское уче-
ние афонских монахов оказало несом-
ненное влияние на подвижническое
житие преподобного Нила Сорского
(+1508; память 7 мая), который неко-
торое время жил на Святой Горе.
Известен его ученик, преподобный
Иннокентий Комельский (+1521;
память 19 марта), путешествовав-
ший с преподобным Нилом на Свя-
тую Гору. Особенно много сделал для
Русской Православной Церкви инок
Ватопедской обители преподобный
Максим Грек (+1556; 21 января),
трудившийся над переводами на цер-
ковнославянский язык творений свя-
тых отцов и Священных книг, над
сочинениями против латинян, языч-
ников и др.
Русская Православная Церковь и
русские государи на протяжении мно-
гих веков щедро одаривали афонские
обители и деньгами, и драгоценностя-
ми, и церковной утварью, и книгами.
Связь Русской Церкви с Афоном не
прерывается и до настоящего
времени.
История Афона, накопленный
опыт веков оправдывают данное Бо-
гоматерью обетование. Взирая на
Святую Гору как на Свое Божествен-
ное наследие, Она и до сего дня не
перестает подавать Свои благодат-
ные щедроты, особенно тем, кто про-
ходит здесь свой жизненный путь под
крестом иноческого самоотвержения.
Афон и его монастыри являются
непоколебимым оплотом Правосла-
вия.
Литература
1.  Афонский Патерик. Ч. 1 ? 2,
изд. 6-е. М., 1889?1890.
2.  Вышний Покров над Афоном,
или сказания о святых. Изд. 9-е. М.,
1902.
3.  Порфирий (Успенский), епис-
коп. История Афона. Ч. 1?3. Киев,
1877.
4.  Путеводитель по Святой Афон-
ской Горе. Изд. 8-е. М., 1903.
5.  Служба преподобным и бого-
носным отцам, во Афоне постнически
просиявшим. СПб., 1900.
6.  Поучения по руководству
Афонского Патерика. Изд. 2-е. Афон,
1896.