234
Месяц ноябрь
тых золотые изображения Херувимов
(Исх. 37, 7?9). В образе Ангелов
многократно являлся Сам Бог. Явле-
ния святых Ангелов всегда возбужда-
ли в людях высокое благоговение, и
места этих явлений были священны.
В Святой Апостольской Церкви
непрерывно совершается призыва-
ние святых Ангелов и воздается им
благоговейное почитание.
Празднование Собора Архистра-
тига Божия Михаила и прочих Небес-
ных Сил бесплотных установлено в
начале IV века на Поместном Лаоди-
кийском Соборе, бывшем за несколь-
ко лет до I Вселенского Собора.
Лаодикийский Собор 35-м правилом
осудил и отверг еретическое поклоне-
ние Ангелам как творцам и правите-
лям мира и утвердил православное
их почитание.
Чины Ангельские разделяются
на три иерархии?высшую, среднюю
и низшую. Каждую иерархию состав-
ляют три чина. В высшую иерархию
входят: Серафимы, Херувимы и Пре-
столы. Ближе всех Пресвятой Троице
предстоят шестикрылатые Серафи-
мы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6,
2). Они пламенеют любовью к Богу и
других побуждают к ней.
После Серафимов Господу пред-
стоят многоочитые Херувимы (Быт.
3, 24). Их имя значит: излияние
премудрости, просвещение, ибо через
них, сияющих светом Богопознания и
разумения тайн Божиих, ниспосыла-
ется премудрость и просвещение для
истинного Богопознания.
За Херувимами предстоят Бо-
гоносные по благодати, данной им
для служения, Престолы (Кол. 1, 16),
таинственно и непостижимо носящие
Бога. Они служат правосудию
Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию
составляют три чина: Господства,
Силы и Власти.
Господства (Кол. 1, 16) владыче-
ствуют над последующими чинами
Ангелов. Они наставляют поставлен-
ных от Бога земных властителей
мудрому управлению. Господства
учат владеть чувствами, укрощать
греховные вожделения, порабощать
плоть духу, господствовать над своей
волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют
волю Божию. Они творят чудеса и
ниспосылают благодать чудотворе-
ния и прозорливости угодникам Бо-
жиим. Силы помогают людям в несе-
нии послушаний, укрепляют в терпе-
нии, подают духовную крепость и
мужество в прохождении жизненного
подвига.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16)
подают благодать укрощать силу ди-
авола. Они отражают от людей бесов-
ские искушения, утверждают под-
вижников, оберегают их, помогают
людям в борьбе со злыми помыслами.
В следующую иерархию входят
три чина: Начала, Архангелы и
Ангелы,
Начала (Кол. 1, 16) начальству-
ют над низшими Ангелами, направ-
ляя их к исполнению Божественных
повелений. Им поручено управлять
вселенной, охранять страны, народы,
племена. Начала наставляют людей
воздавать каждому честь, подоба-
ющую его званию. Учат начальству-
ющих исполнять должностные обя-
занности не ради личной славы и
выгод, а ради славы Божией и для
пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благове-
ствуют о великом и преславном,
открывают тайны веры, пророчества
и разумение воли Божией, укрепляют
в людях святую веру, просвещая их
ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее
близки к людям. Они возвещают волю
Божию, наставляют людей к доброде-
тельной и святой жизни. Они хранят
верующих и удерживают от грехов-
ных падений, восставляют падших,
никогда не оставляют нас и всег-
да готовы помочь, если мы поже-
лаем.
Все чины Небесных Сил носят
общее название Ангелов ? по сути
своего служения. Ангел ? значит ве-
стник, посланник. Господь открывает
Свою волю высшим Ангелам, а они
просвещают низших.
Над всеми девятью чинами по-
ставлен Господом святой Архистра-
тиг Михаил (имя его в переводе с
еврейского?«кто, как Бог») ?
верный служитель Божий, ибо он
низринул с Неба возгордившегося
Денницу с другими падшими духа-
ми. Обращаясь к остальным Ангель-
ским Силам,он воскликнул: «Вонмем!
Станем добре пред Создателем на-
шим и не помыслим неугодного
Богу!»