|
|||
8-й день
|
235
|
||
|
|||
С древних времен прославлен
своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предво- дительством Архистратига. Благо- дарная Русь воспела Пречистую Бого- родицу и Архангела Михаила в цер- ковных песнопениях. Из Священного Писания и Свя-
щенного Предания известны также Архангелы: Гавриил?крепость (си- ла) Божия, провозвестник и служи- тель Божественного всемогущества (Деян. 8, 26; Лк. 1, 26); Рафаил? врачевание Божие, целитель челове- ческих недугов (Тов. 3, 17; 12, 15); Уриил?огонь или свет Божий, про- светитель (3 Езд. 5, 20); Салафиил? молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил? славящий Бога, укрепляющий труж- дающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил?раздаятель благословения Божия на добрые дела,
ходатай, испрашивающий людям ми- лости Божий; Иеремиил? возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36). Блаженство Ангелов состоит в
лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Ангелы знают Бога непосред- ственно. Они «выну видят лице Его» (Мф. 18, 10). Но этим непосредствен- ным созерцанием совершенств Боже- ственных не ограничиваются позна- ния Ангелов. Они видят Бога и в природе тварной. Они хвалили Госпо- да Творца «гласом велиим» в то время, когда сотворены были звезды и другие светила небесные (Иов. 28, 7). Пред их умными очами открыва- ется как мироправление Божие, так и Домостроительство нашего спасения. Но таинство Искупления остается непостижимым и для Ангелов, а также и день последнего Суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25, 31). Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престо- лом Божиим и непрестанно славосло- вят дивное Имя Его. В этом славосло- вии состоит вся жизнь их по отноше- нию к Богу. По примеру Ангелов и мы можем
углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, позна- |
ющий Бога в природе видимой и
духовной. Судьбы Божий в мире сотворенном постигаются и нами. Повсюду мы можем видеть премуд- рость, благость и всемогущество Бо- жие, и благоговеть пред Его совер- шенствами. Особенно должны благо- говеть мы пред тайной Домостро- ительства нашего спасения. Ангелы со страхом и трепетом
предстоят пред Престолом Божиим; и мы должны со страхом соделывать наше спасение. Славословие Божие да будет постоянным и вечным заня- тием нашим, вместе с Ангелами, в Царстве Отца Небесного. Кроме исполнения обязанностей
к Богу, мы можем подражать Анге- лам и в исполнении обязанностей их к людям. Ангелы посылаются в по- мощь людям, особенно тем, которые желают наследовать спасение (Евр. 1, 14). Они служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. Нуж- но ли кому избавиться от врагов, нападающих на нас, Ангелы Господ- ни, ополчаются «окрест боящихся Его» для их избавления (Пс. 33, 8). Желает ли кто освободиться от болез- ней и других скорбей,?Господь посы- лает Ангела, исцеляющего и спаса- ющего. Нужно ли удалить кого от несчастья, греха и соблазна,?Ангел является освободителем и спасите- лем. На скрижалях священной исто- рии мы видим многочисленные при- меры, в которых Ангелы представля- ются благодетелями рода человече- ского, помощниками, наставниками и руководителями. Ангелы Божий, как чистый ду-
ховный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так и в невидимом ? Ангелы Божий, заимствующие свой свет от Присно- сущного Солнца, от Самого Источни- ка Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, свет от света, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорает- ся огонь чистой любви к Богу и свет веры. Они приближаются к нам по
мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. |
||
|
|||