8-й день
235
С древних времен прославлен
своими чудесами Архангел Михаил
на Руси. Предстательства за города
русские Пресвятой Царицы Небесной
всегда осуществлялись Ее явлениями
с Воинством Небесным, под предво-
дительством Архистратига. Благо-
дарная Русь воспела Пречистую Бого-
родицу и Архангела Михаила в цер-
ковных песнопениях.
Из Священного Писания и Свя-
щенного Предания известны также
Архангелы: Гавриил?крепость (си-
ла) Божия, провозвестник и служи-
тель Божественного всемогущества
(Деян. 8, 26; Лк. 1, 26); Рафаил?
врачевание Божие, целитель челове-
ческих недугов (Тов. 3, 17; 12, 15);
Уриил?огонь или свет Божий, про-
светитель (3 Езд. 5, 20); Салафиил?
молитвенник Божий, побуждающий к
молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил?
славящий Бога, укрепляющий труж-
дающихся для славы Господней и
ходатайствующий о воздаянии им за
подвиги;         Варахиил?раздаятель
благословения Божия на добрые дела,
ходатай, испрашивающий людям ми-
лости          Божий;          Иеремиил?
возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).
Блаженство Ангелов состоит в
лицезрении Бога, в созерцании Его
славы. Ангелы знают Бога непосред-
ственно. Они «выну видят лице Его»
(Мф. 18, 10). Но этим непосредствен-
ным созерцанием совершенств Боже-
ственных не ограничиваются позна-
ния Ангелов. Они видят Бога и в
природе тварной. Они хвалили Госпо-
да Творца «гласом велиим» в то
время, когда сотворены были звезды
и другие светила небесные (Иов. 28,
7). Пред их умными очами открыва-
ется как мироправление Божие, так и
Домостроительство нашего спасения.
Но таинство Искупления остается
непостижимым и для Ангелов, а
также и день последнего Суда, когда
«приидет Сын Человеческий в славе
Своей и вси святии Ангели с Ним»
(Мф. 25, 31). Не выходя за пределы
разумения, им назначенного, они
предстоят благоговейно пред Престо-
лом Божиим и непрестанно славосло-
вят дивное Имя Его. В этом славосло-
вии состоит вся жизнь их по отноше-
нию к Богу.
По примеру Ангелов и мы можем
углубляться, по мере сил наших, в
тайны Божественного мироздания и
мироправления. У нас есть ум, позна-
ющий Бога в природе видимой и
духовной. Судьбы Божий в мире
сотворенном постигаются и нами.
Повсюду мы можем видеть премуд-
рость, благость и всемогущество Бо-
жие, и благоговеть пред Его совер-
шенствами. Особенно должны благо-
говеть мы пред тайной Домостро-
ительства нашего спасения.
Ангелы со страхом и трепетом
предстоят пред Престолом Божиим; и
мы должны со страхом соделывать
наше спасение. Славословие Божие
да будет постоянным и вечным заня-
тием нашим, вместе с Ангелами, в
Царстве Отца Небесного.
Кроме исполнения обязанностей
к Богу, мы можем подражать Анге-
лам и в исполнении обязанностей их
к людям. Ангелы посылаются в по-
мощь людям, особенно тем, которые
желают наследовать спасение (Евр. 1,
14). Они служат нам во всех наших
нуждах, душевных и телесных. Нуж-
но ли кому избавиться от врагов,
нападающих на нас, Ангелы Господ-
ни, ополчаются «окрест боящихся
Его» для их избавления (Пс. 33, 8).
Желает ли кто освободиться от болез-
ней и других скорбей,?Господь посы-
лает Ангела, исцеляющего и спаса-
ющего. Нужно ли удалить кого от
несчастья, греха и соблазна,?Ангел
является освободителем и спасите-
лем. На скрижалях священной исто-
рии мы видим многочисленные при-
меры, в которых Ангелы представля-
ются благодетелями рода человече-
ского, помощниками, наставниками
и руководителями.
Ангелы Божий, как чистый ду-
ховный свет, устраняются от нас,
когда греховная тьма облекает наши
души. Как в мире видимом лучи
солнца при всем своем блеске и
сиянии не проникают грубейших тел,
так и в невидимом ? Ангелы Божий,
заимствующие свой свет от Присно-
сущного Солнца, от Самого Источни-
ка Света, являются лишь чистым
душам. Как огонь возжигается от
огня, свет от света, так и духовное
соприкосновение к нам Ангельского
света делается ощутительным только
тогда, когда в духе нашем возгорает-
ся огонь чистой любви к Богу и свет
веры.
Они приближаются к нам по
мере того, как мы приближаемся к
Богу, и удаляются от нас, когда мы
удаляемся от Бога.